Просто культурная провокация

Просто культурная провокация. И просто рецензия.


tqPdgUybnmU


 

В заглавном треке нового рэп-альбома Бледный сразу оговаривается: «только для своих по-прежнему — я только тизер». Значит, сам фильм еще впереди. И не факт, что речь идет о творчестве 25/17, но возможно и о чем-то большем. В чем хочет нас заинтересовать тизер с названием «Андрей Бледный»? Да он и сам в интервью и беседах не раз об этом говорил, и своим и чужим, — надо ли повторять?..

Когда на одном из модных российских рэп-сайтов написали, что новый рэп-альбом 25/17 полон троллинга, Бледный написал у себя в ЖЖ пост, где негодующе спрашивал, мол, неужели теперь существует только «троллинг», а термин «культурная провокация» и вовсе позабыт?

Очевидно, что понятие «культурная провокация» сложнее и непонятнее, чем слово «троллинг». Троллинг и есть троллинг, под это слово подпадает многое, слишком многое. К тому же, это понятие массовой культуры, в то время как «культурная провокация» всегда должна работать с широким контекстом. 25/17 работать с широким контекстом удавалось до этого, и сейчас, на мой взгляд, удалось.

Несомненно, заглавная песня мини-рэп-альбома является той самой культурной провокацией, на которую не может не откликнуться культурный слушатель. Вот Бледный говорит в треке: «А напиши письмо мне, как Белинский Гоголю», и это, несомненно, является культурной провокацией, потому что после этих слов следуют строки: «Я пока свинью зарежу да печь истоплю». Т.е. пока ты мне будешь писать письмо, «как Белинский Гоголю», я займусь делами. Ведь когда Виссарион Григорьевич писал Николаю Васильевичу письмо, последний находился в Европе, в Италии, в «стране чудес святых», в «прекрасном далёко», и Белинский упрекал как раз Гоголя в том, что последний просто не видит настоящей России из своего прекрасного далёко. А тут Бледный и заявляет, что пока ты мне будешь писать письмо Белинского к Гоголю, я зарежу свинью и истоплю печь, т.е. займусь насущными делами… Культурная провокация? Вне всякого сомнения.

Или вот песня «Ой». Строки «Ты скажешь мне: Освенцим, а я скажу: ГУЛАГ» также являются очевидной культурной провокацией. Мол, давайте посоревнуемся во зле. Что там у вас? Освенцим? Ну так нате вам ГУЛАГ! Гитлер? – Сталин! Обама? – Путин! И т.д. И дело не в том, что какие-то фигуры из этого ряда неравновесны, несопоставимы, дело в том, что актуализируется сама возможность противопоставления, возможность спора, именно через провокацию. Мне скажут, конечно, что и без того у нас все спорят о Сталине и Гитлере, о ГУЛАГе и Освенципе, о Путине и Обаме, а я скажу: нет, не спорят о них, т.е. именно что не спорят,  т.е. не пытаются услышать оппонента и переубедить его, не пытаются совместно, т.е. совокупными усилиями отыскать точные аксиологические координаты того или иного явления, но занимаются чем-то совершенно бесполезным, стараются оскорбить оппонента в споре, уязвить его, сделать ему больно, потроллить его, в конце концов, короче, что угодно сделать, но не переубедить. Спора как такового нет. О том и речь в треке. И может показаться, что Бледный просто давит на больное, сыплет соль на рану, и это в действительности, наверное, так и есть, но это ведь так и надо сделать, потому что иначе мы эту рану перестанем чувствовать. В том и заключается смысл культурной провокации – не дать себе и своим соплеменникам забыть нечто важное, не дать перестать чувствовать нечто важное.

А вот еще отличные строки, которые даже и комментировать не хочется, а хочется просто выписать:

А я кулак, басмач, я контра, я стукач!
Я — уголовный элемент! Я — самый честный мент!
Я — декадент и диссидент, подайте мне абсент!
Я — герой легенд! Я — работяга, чурка, жид!
Я и есть страна! И как мне дальше жить?..

Одним словом, культурная провокация 25/17 удалась, и удалась на «отл». Лишь бы кто распознал здесь весь смысл, всю соль.


PS: Бледный не считает, что занимается поэзией, но я как имеющий отношение к словесности (в конце концов, как филолог по первому образованию) не могу не отметить некоторых очень сильных с поэтической точки зрения строк. (Кстати в скобках замечу, что ежели кто-то соглашается с Бледным, что он не поэт, то я рекомендую вам прочитать вслух как стихотворение текст песни «Пожизненно», тогда сами всё поймете).

Например, строки из кавера на песню ЮГов ТХАП: «Ударом шашки молоко кормящей матери / замешивалось с кровью и дитя и тяти». Здесь очевидная отсылка к «Братьям Карамазовым» Достоевского, а именно к рассказу Ивана Карамазова о зверствах турок, которые  разрубали подкинутого младенца шашкой, вырезали младенцев из утробы матери и т.д.

А вот строки, как будто из Андрея Платонова:

«Эта земля живая: кости, мышцы, нервы…
В ней вгрызались стальные тигры и пантеры
И те поля за речкой – их до сих пор не пашут
На них травою к небу взошел дед Паша»

На том PS окончен, всем спасибо. Всем умозрение и апокалипсис.


Авторство: А.Ю. Коробов-Латынцев

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.