Образы смерти в творчестве 25/17

Образы смерти в творчестве 25/17 

UIfaT1pJdEs (1)

«Прежде всего смерть представляется величайшим бедствием для самого усопшего и загробное состояние его — достойным плача и сожаления. Впоследствии в связи с развитием веры в бессмертие являются лучшие надежды, но основной образ смерти остается по-прежнему мрачным и ужасным» — Трубецкой С.Н.


Образ смерти действительно остается печальным. Посмотрите на куплет Анта в песне «Жизнь продолжается». Сюжет выстраивается так: Ант умер, поэтому Бледный в провинциальном клубе «вывозит в одного то, что на двоих»; поэтому его нет на застолье в честь маминого юбилея, поэтому в летнем городском парке его жена с каким-то другим человеком смеется, а этот человек путается в словах. Далее идут строки: «в последний раз она была у меня в прошлом мае», а затем другие строки, которые проясняют, где «у меня»: «С мраморной плиты фотка улыбается, со мной или без меня, жизнь продолжается». «У меня» — то есть у меня на кладбище, у моей могилы. Рассказ этот печален, как и сам мир, на который накинута тень нашего отсутствия. Ведь и вправду не верится, что мир продолжится после того как я окончусь.

«Когда я сдохну, солнце будет землю греть…
Когда я сдохну, птицы будут песни петь…»
(25/17,»Когда ветер…»)

В песне «Жизнь продолжается», очевидно, Ант в своем куплете проделал опыт, который сам по себе настолько актуален и значим для каждого, что для его описания даже не нужно подыскивать особые слова, даже не обязательно произносить то самое особенное слово «смерть», потому что все и без того понятно. Но ведь печальнее всего то, что после нашей смерти, конкретно после моей смерти жизнь продолжится. Мир никак не реагирует на мою жизнь, как бы не признает её исключительного и центрального значения. «Роды, годы, жил да помер» (Лёд 9, «Пожар») — вот и все что может сказать мир обо мне. Но человек может и должен сказать больше о человеке.

Как пишет Вл.Варава в своей книге «Этика неприятия смерти», «смерть ужасна не потому, что её нельзя объяснить, она ужасна потому, что её нельзя нравственно оправдать, нравственно принять». Только человеку свойственно нравственное отношение к смерти. При этом смерть входит не только в нравственную сферу человеческого бытия, но и в онтологическую, причем не только тем фактом, что смерть есть «факт жизни», но и через то, что мы выстраиваем сценарий своей жизни в зависимости от своего отношения к смерти. Человеческая культура предлагает нам различные сценарии, например, гедонистический (смертью ты уничтожешься совершенно, так получи же максимум наслаждений при жизни!), или стоический (жизнь есть страдание но ты терпи, будь стоек и добродетелен не смотря ни на что!). Есть также сценарий гностический, он заключается в том что «мир стоит посреди ада» (Яков Бёме), что мир оделен от Бога бездной, совершенно оставлен всяческой Божьей Благодатью и потому представляет из себя бесконечную пытку, муку и каторгу, из которой хочется сбежать. Этот сценарий прекрасно представлен в песне «Пожизненно» 25/17. «Мне дали пожизненный срок, а это значит, что точно / невозможен соскок, на волю условно-досрочно». Это гностическое видение мира характеризуется желанием сбежать из темницы, с каторги, но: «Побег невозможен, я пробовал неоднократно / используя спецсредства и спецпрепараты», — и это только усиливает «экзистенциальный пессимизм», которым характеризуется гностическое мировидение (Евг.Торчинов). В итоге же в рамках такого мировидения смерть воспринимается как помилование: «А кто-то будет помилован – и больше ни боли, ни слез / не причинит ему никогда ни человек и ни пёс».

Смысл смерти, таким образом, всегда увязывается со смыслом жизни, именно смысл смерти дарует нам смысл жизни, в том смысле, что мы пишем сценарий своей жизни именно исходя из её окончания, смерти. Описанные сценарии, однако, далеко не единственные, которые можно отыскать в творчестве 25/17. Помимо гностического сценария, есть еще религиозный и философский, или религиозно-философский, как угодно. Но об этом в продолжении.

А продолжение следует…

#rapsodos #mementomori

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.