Природа не права, или о недосказанных идеях космизма в альбоме гр. ГРОТ «Земляне»

Природа не права

О недосказанных идеях русского космизма и ноосферного гуманизма в альбоме гр. ГРОТ «Земляне»


jfUPbk2Iqy8


 

Строки из песни группы «ГРОТ» «волку нужна для жизни добыча, добыче нужен для жизни голодный волк» кажутся на первый взгляд совершенно парадоксальными. Присмотревшись, мы можем откопать в них «глубокий смысл», а присмотревшись еще повторно, понимаем, что нас обманывают.

В песне «Природа права» рисуется образ леса, из которого от великой любви к травоядным человек с ружьем изгоняет всех хищников, а после этого травоядные начинают убивать свой родной дом лес. Отсюда делается вывод, что травоядным («добыче») нужны хищники («волк»), иначе нарушается природная гармония и гибнут травоядные как вид. Но –

— ведь и речь идет именно о виде, или, если угодно, роде, и о жизни рода,  который назван «добыча». Вот чтобы род жил, нужен «волк». В этом разделении обитателей леса на волка и добычу ясно видится также разделение всего человеческого рода на два класса – волков и добычу. Собственно, в жизни же оно так и есть: есть волки, и есть их добыча. Это просто констатация факта, это не теория. Теория же заключается в том, что «природа права», и в таком жизненном складе не следует ничего менять, потому что в видимом раздоре есть скрытая гармония, как утверждал Гераклит Эфесский. Но гениальный огненный философ учил видеть две стороны, и мы ему последуем.

Так в чем же нас пытаются обмануть?

В том, что видимую гармонию жизни рода (для сохранения «волка» как рода нужна «добыча» как род) нам стараются представить как гармонию жизни как таковой, т.е. в том числе и личной жизни. И мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского, а точнее его персонажа Ивана Федоровича Карамазова, который взбунтовался против природного порядка, против мира Божьего, из-за того что в мире этом слишком много страданий. Иван, в частности, приводит пример, как турки, приходя в деревни, всячески издевались над женщинами, например, вырезали из утробы матери еще не родившегося ребенка, или рассекали на глазах у матери саблей младенца, подкинув его в воздух…

Природа права? В чем? В том, что для жизни добычи нужен волк? Конечно же, права. Но лишь на уровне рода, а не на уровне индивидуума. На уровне индивидуума этот ровный и гладкий тезис совершенно перестает работать, потому что он сталкивается с настоящей, не умозрительной реальностью, которая противоречивее, страшнее, и которая противится всяким попыткам запихнуть её в ровную и гладкую схему. Потому что —

Жизни конкретной добычи нужно, чтобы не было голодного волка, жизни маленького ребеночка нужно, чтобы злой турок не пришел к нему в деревню крамсать своей саблей… Природа – не права. Не права на уровне личности, на уровне человечности.

А род? А что род? Мы же не род, мы человечество, мы – земляне, а не звери, мы живем жизнью личности, жизнью идеи, а не животною жизнью рода. В истории философии многие пытались оправдать логику природной жизни и природной жестокости. Например, позитивисты, всяческие революционеры, марксисты тоже. Собственно, идея построения светлого будущего как раз включает в себя идею того, что род важнее индивидуума, и революционеры стараются не для своей жизни, но для жизни будущих поколений, т.е. для жизни рода. Но личная жизнь этого конкретного человека важнее жизни будущих людей, в противном случае (вспоминаем снова разговор Ивана с Алешей у Достоевского) можно было бы этого конкретного человека замучить и казнить во благо будущих поколений, во благо жизни рода.

Но не наговариваю ли я на группу ГРОТ? Быть может, они имеют в виду нечто другое и их позиция не включает в себя таких непродуманных составляющих?

Вот, например, в аннотации к альбому говорится, что «третья планета от солнца стала нашей детской комнатой. Здесь мы появились на свет, и, постоянно перерождаясь, погребая предков и уходя вперед внуками и правнуками, сделали свои первые робкие шаги размером в десятки тысяч лет». «Мы» — это человечество, которое уходит внуками и правнуками вперед. К чему? Нет ответа. Т.е. у группы ГРОТ нет ответа. Но ответы есть у тех людей, чьи идеи и образы использует (правда, не до конца) гр. ГРОТ. В частности, идеи «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, идеи Циолковского и вообще идеи русского космизма. Так, именно Циолковскому, родоначальнику советской космической программы, принадлежат слова, что «земля – это колыбель человечества», группа ГРОТ же лишь перефразировала его слова. Однако ж космизм Циолковского исходит именно из «философии общего дела» Федорова, и вот ежели мы обратимся к Федорову, то найдем ответ на поставленный вопрос: к чему человечество уходит вперед внуками и правнуками? —

По Федорову, человечество уходит вперед внуками и правнуками к дедам и прадедам. Именно воскрешение наших отцов и праотцов является нравственной задачей человечества. Технический прогресс – лишь средство для осуществления нравственной задачи, которая и есть философия общего дела. Для гр. ГРОТ же человечество просто идет, «погребая предков и уходя вперед внуками и правнуками». Куда? – вновь спрашиваем мы, и вновь нет ответа. А между тем ведь именно направление движение и важно. Всегда ли хорошо идти вперед? А вдруг впереди – пропасть? Так ли уж правильно всецело довериться рационалистической идеологии прогресса как высшего блага? Вспомним славянофилов, вспомним Н.Я. Данилевского, Освальда Шпенглера, которые критиковали эту рационалистическую идею бездумного прогресса, вспомним, в конце концов, самого Н.Ф. Федорова, который ставил человеческому прогрессу вполне определенную нравственную цель. Гр. ГРОТ в сравнении с этими мыслителями, действительно, выглядит как ребенок, который огульно воспевает только что усвоенную теорию, причем усвоенную не до конца и именно в главном вовсе не усвоенную… «Когда-нибудь, возможно, для этого понадобится еще не одно тысячелетие, мы обернемся назад, вспомнив свои детские годы, и поразимся своей же собственной детской глупости» — это говорится в аннотации обо всем человечестве. Но если мы сами себя лично чувствуем детьми, то это не значит, что и все человечество – тоже всего лишь дитя. Человечество давно не дитя, оно старо, оно мудро, оно страшно, оно темно, развратно, жестоко, коварно…

Беда и главный недостаток гр. ГРОТ – в страсти к обобщениям. Сказать «человечество» слишком просто. «Кого вы любите? – ах, Боже мой, весь мир!» — но мы любим не весь мир, мы всегда любим конкретного человека; в этом же и трудность – в любви к отдельному конкретному человеку, а любить всё человечество легко, потому что всегда легко любить абстрактные величины. И сама любовь к человечеству начинается с любви к конкретному человеку.

В то же время в альбоме есть совершенно верные строки: «Ты не почувствуешь себя частью, целого не узрев» — но ведь опять же, по Гераклиту, не показана вторая сторона, не дана диалектика целого, а меж тем именно к этому и стремится поскорее прийти гр. ГРОТ – именно к гармонии целого, перескакивая с юношеским запалом через многие «проклятые вопросы», ставшие традиционными для русского рэпа.

Подходя к выводу, следует признать, что группе ГРОТ не получилось оформить некую целостную идею/теорию/концепцию. Их творческое высказывание – не целостно, противоречиво. Недостаток, возможно, в недостаточной работе с первоисточниками…

«Мы не ослышались?» — спросят нас проницательные читатели, целая армия проницательных читателей, ценителей творчества гр. ГРОТ. «Мы не ослышались,  — спросят они, — вы говорите о работе с первоисточниками? Применительно к рэпу?!..»

Да, отвечу я, отчего бы и нет? Ежели высказывается некая мысль, то не все ли равно, как эта мысль высказывается? В стихах ли, в прозе ли… В любом случае, за мысль надобно отвечать, тем более ежели эта мысль касается вопросов глобальных. Поэтому я и говорю, что одним из недостатков гр. ГРОТ, возможно, является недостаточная работа с первоисточниками, недостаточное знакомство с первоисточниками, а именно с работами Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, с концепцией русского космизма и ноосферы, поскольку все идеи, высказанные в последнем альбоме, есть выжимки или обрывки из вышеуказанных философов.

С другой стороны, возражу я сам себе, быть может, это недостаток самого рэпа как языка, который в действительности вопреки нашим ожиданиям  оказывается непригодным к разговору о самых важных проклятых вопросах нашей жизни?  — Однако же мы видим, что у многих отечественных рэперов получалось раньше и теперь получается на языке рэпа высказывать эти самые проклятые русские вопросы. Да и у самих ГРОТов в первом их альбоме («Вершители судеб»), безусловно, получилось сделать очень острое высказывание о невыносимой русскости бытия…

Еще один несомненный творческий недостаток альбома заключается в недостатке удивления миру. Концепция человечества как ребенка, который озирает внешний мир из своей колыбели Земли, очевидно, должна бы предполагать удивление внешнему миру. Подступы к этому есть в первой же песне, где во втором куплете описывается рождение ребенка в удивительный, прекрасный и яростный мир; однако в целом гр. ГРОТ слишком устремлена к окончательному ответу, и на удивление многообразному миру просто не остается места (по крайней мере не уделяется достаточно места этому чувству удивления, которое есть центральное понятие для философии детства и начало всякого познания, всего развития), а между тем вся драма-то в том и заключается, что полного и всецелого ответа гр. ГРОТ не дает; при том что альбом в целом получается очень головным, умозрительным, — но умозрение не доводится до конца, обрываясь даже не на полуслове, а там, где должно было быть наконец произнесено главное слово…

Следует сказать также, что помимо страсти к обобщениям, из-за которых у гр. ГРОТ как песок сквозь пальцы ускользает реальность как таковая со своими насущными проблемами, — помимо этого есть еще и другой недостаток, относящийся и к нескольким последним альбомам гр. ГРОТ, этому недостатку имя — «оптимизм». Этот недостаток крепко связан с предыдущим, со страстью к обобщениям. Сквозь этот оптимизм ГРОТы совершенно не замечают катастрофическое положение мира, который стремительно идет к трагическому финалу своей истории. Вот, например, строки, которые вызывают искреннее чувство недоумения:

«Все эти айфоны, добытые потом и кровью,

когда-нибудь станут дремучим средневековьем»

— действительно, все эти айфоны буквально добыты кровью и потом – кровью и потом будущих поколений… Ведь миллиарды и миллиарды рублей, долларов, юаней и прочих купюр ежесекундно тратятся на создание завтрашнего айфона, а сколько тратится на очистительные сооружения, на борьбу с экологическим катастрофами? Мы позабыли об этом, потому что это стало как бы общим местом, однако тем временем запасы воды в мире стремительно истощаются, загрязнение атмосферы выше нормы, мы стремительно движемся к катастрофе…

— Но вместо того чтобы бить тревогу, гр. ГРОТ с оптимизмом повествует нам о светлом будущем… Возникает вопрос: а всерьез ли говорят с нами? Позвольте, да уж не игра ли это? Игра в русским космизм, в ноосферный гуманизм или в новомодные интегральные исследования?.. Такой режим игры вполне бы вписался в концепцию человечества как ребенка в колыбели, и тогда точно так же можно было бы поиграть и во все прочие идеологии…


Однако же помимо очевидных недостатков, уже мною отмеченных, есть и замечательные места в альбоме. Например, в первой же песне есть замечательные строки:

«Когда мы признаемся сами себе в своем планетарном изъяне –

тогда на земле и появится первый землянин»

или вот, из второго куплета песни:

«Снова и снова рождаться, себя обновляя до клеток

из эгоистов однажды родятся на свет люди планеты»

Строки эти действительно замечательны, и вполне вписываются в Философию общего дела, согласно которой статус землянина – это высокий статус, требующий нравственных усилий, фундаментальных нравственных перемен в человеке (потому учение Н.Ф. Федорова и называется супраморализм). Во втором куплете песни образно повторяются строки Циолковского о земле как колыбели человечества (этой мысли также соответствует и замечательный рисунок на обложке альбома).

Безусловно, хороша песня «Наследство», которая напоминает нам, что вместе с жизнью себе в наследство мы получаем историю громадной Державы, России Вечной, прошедшей путь сквозь лютые морозы по степям в Сибирь и обратно к великой войне, чтобы, победив, продолжить устраивать свой быт и свое бытие – невыносимое, русское, родное…


Есть и другие достоинства у альбома, однако же разбор мой посвящен более недостаткам. Пусть Виталий и Дмитрий не обижаются на мою критику.  — Я уверен, что вы к ней вполне готовы, друзья!

Я очень доволен тем, что  с развитием своей музыкальной составляющей вы не уходите в одну только музыку, но сохраняете идейную нагрузку, стараясь упаковать в тексте целостное миропонимание.

Я не доволен тем, что вы не досказываете до конца те идеи, которые беретесь высказать. Я уверен, что вы можете взглянуть глубже и дальше, можете высказать больше. По крайней мере, я лично жду от вас большего. И вы должны сказать больше, поскольку к вашим словам начинают прислушиваться, и поэтому слово ваше должно быть твердым и целостным. Высказать такое слово у вас, на мой взгляд, не получилось в этом альбоме, увы. Но ценность его в том, что он вызовет дискуссии, поскольку затронуты вопросы глобального характера. А это именно то, что мы все ждем от русского рэпа — разговора о самом главном. Мы можем быть не согласны с теми позициями, которые высказываются в этом разговоре, мы можем (должны!) критиковать те позиции, с которыми не согласны, но несомненной ценностью является то, что таковой разговор уже состоялся, и мы можем в него включиться. Это большое достижение, мы с вами еще оценим это, уверяю вас.


PS: За строки «Мы верим, что бог это за ответом возникший снова вопрос» — мой философский привет вам, друзья! И – мой христианский вопрос, неунывный, настойчивый, требующий себе определенного ответа, рано или поздно…


В заключение — резюме для проницательных читателей:

Природа не права, но гр. ГРОТ все равно большие молодцы. Именно тем, что вызвали своим альбомом дискуссию, которая, я надеюсь, продолжится.

А кто безоговорочно согласился со всем, что сказано в альбоме (или  в моей статье) – тот, считай, просто не слушал и не читал.


Авторство: Андрей Коробов-Латынцев


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.