«О мимолетном, но перманентном»

25-17_Пар_2015

«О мимолетном, но перманентном»
25/17 – «Пар»

Человек – это мельчайшая песчинка на полотне времен, и время когда-нибудь сотрет песчинки в порошок оставив от них лишь пыль, участь которой исчезнуть подобно пару. Ловя мимолетный миг настоящего, секунду назад ставшего прошлым, люди беспрерывно существуют, пока им не выключат свет, но после себя они оставят нечто нетленное, то, что будет жить после их смерти, а человек как пар – просто уйдет, оставив временный конденсат своего бытия на витраже вечности.
Явно крепче, чем человек, камни и серые бетонные блоки, дарящие ему кров и приют, столетиями эти исполины выполняют свои функции оставаясь неизменными, меняется только их хозяин.

И когда-нибудь камни перетрут нас, переживут нас, не будет нас, но сточат их в песок грехи и деяния наши вечные.

Безжизненный камень крепок и тверд, но человек вечен, не оболочкой, но экзистенцией. И искажая в своей голове реальность, на пике момента, он, превращая эфемерное в материальное, запускает удивительный процесс синтеза, оставляющий глубокие царапины на промежутке бесконечности. Своим дерзким, отделившим зерна от плевел, проектом под названием «Пар», группа 25/17 оставила свою очередную царапину в истории. С момента ее появления «Пар» скоротечно врезался в атмосферу масс, чем вызвал широкий резонанс в умах и сразу же создал обширную амплитуду мнений.

Так в чем же здесь дело? Возможно в изменении той самой формы-фантика, переставшей быть только фантиком, это ли стало причиной беспокойства? А как же тогда быть с мыслями-начинкой? Но разговоры о жанрах лучше оставить за дверью на растерзание тонким критикам, будем считать, что в контексте 25/17 жанр становится не важным. Сконцентрируемся только над смысловой фабулой и рискнем ответить на поставленный ранее вопрос: мысли – вещь непостоянная, и, подвергаясь конъюнктуре окружающего мира, они способны меняться, но своевременный их анализ позволяет выстроить мнение, из которого в дальнейшем можно создать умозаключение или личную догму. «Пар» мыслит о сегодняшнем, но в то же время и о вечном, ведь грехи и деяния не исчезают, помните? И благодаря этому вряд ли со временем исчезнет его актуальность, т.к. эта пластинка о мимолетном, но перманентном – о человеческой онтологии.
Заметно, что мысли в текстах этого альбома приобрели легкий налет ранних 25/17 и мрачноватый окрас Льда 9. Похоже, ментальные нити стали постепенно сплетаться в единую, и это может послужить зачатком чего-то нового. Попутно с этим «Пар» окончательно расставляет все точки над «i» в вопросах и спорах последнего времени о жанрах и направлениях и отвечает двумя короткими фразами: «Давно плевать на ваш хип-хоп // Сами делаем дорогу себе» («Каток»). Да и во все времена рок 25/17 был неизменен, подражание – это вряд ли про них, и не стоит путать это с преемственностью, личный почерк коллектив имел всегда.
На этот раз звуковое письмо написано все тем же почерком, но без черновика и с первого раза, жизнь пронизывает «Пар» насквозь, и он просто не имеет право промахнуться, пропустив через себя горячий свинцовый смысл, запасного патрона в наличии не имеется, как и шесть лет назад. Потому здесь авторы не чураются говорить о наболевшем, о Боге и о людях. Пластинка отчасти ностальгическая, пронизанная флешбэками, аллюзиями и антагонизмом. Если присмотреться, то в каждой ее композиции, да и в целом можно отыскать какой-то ключик к старым дверям. Ведь «Пар» о том, что гложет, и видимо покой после выпуска саги «Русский Подорожник» наступил ненадолго, ведь вскоре появилась потребность создать нечто схожее с тем, что вышло после «Песен о Любви и Смерти», ибо некоторые уже давно заждались Чехонте с молотком, не так ли?
Каждая песня альбома содержит свой определенный контекст, замаскированную отсылку либо собирательный образ. Композиция «Торт» открывает список тайников и сразу дает понять, что за следующими дверцами, впрочем, как и всегда, таится нечто неизведанное. Но пока это лишь вступление, да и песня явно не о кондитерском изделии, а с тонким подтекстом о жизни и времени, о прошлом и как-то незаметно наступившим настоящем, успевшим сменить свой облик множество раз спустя 20 лет ожидания чуда. А может, и чудо уже давно свершилось, просто мы не те? Но «Пар» не задает вопросов, а отвечает на них, наблюдает и констатирует.
Выстроив его разноплановые произведения в ряд, можно попробовать вложить в каждое собственные домыслы и истолковать их по-разному, в любом случае картина выстроится согласно внутреннему искажению реальности, а исполнитель послужит в роли ее первичного ретранслятора, искаженной, конечно же, и на свой лад. Намеренные, но не пагубные аберрации происходили и непосредственно перед релизом песен, достаточно вспомнить ироничную аннотацию к «Людмиле», после которой, можно было даже подумать, что действительно произойдет лирика, но в итоге «Звезда» выступила полным ее антагонистом*. Теперь появляется возможность предположить, что композиции на этой пластинке могут выполнять функцию противовеса более ранним противоположным по смыслу, осталось только подобрать ключи к старым замкам.

На связке этих ключей центральным можно считать «Пар», под сопровождение Веллеровского «Живы будем – не помрем» эта песня звучит так, будто бы ее позаимствовали из репертуара Льда 9. Раскрывая контексты о непостоянности существования человека, она откровенно говорит о незначимости вселенной материально-окружающего: кем бы ты ни был и что бы ни делал – «Ты просто пар над супом». И чего тут думать, все равно все когда-нибудь закончится, но пока-то живы, пока не помрем. Рассуждать об этом и выискивать скрытые смыслы можно бесконечно много, но суть проста, хотя ее корень кроется довольно глубоко, произрастая из послания Иакова и его интерпретации Мариенгофа**.
Самой противоречивой композицией альбома является «Свет». Но прежде, чем о ней говорить, стоит вспомнить главную особенность проекта «Пар», которая заключается в живой записи видео и звуковой дорожки одним дублем. И именно в «Свете» следует обратить особое внимание на один незначительный, но важный момент в видеоряде, суть которого станет ясна чуть позже. Как можно было догадаться данный альбом – это некая уловка для слушателя, и первое впечатление от услышанного бывает обманчиво. Так и обманчиво и двояко впечатление от строчек «В моем мире только свет, свет, свет» в безапелляционно звучащем припеве, ведь через накинутый на глаза капюшон свет не виден (см. видеоклип). И абстрагироваться от окружающей тьмы могут лишь те, кто не видит, не слышит и не ведает, что творит. Тьме во внутреннем мире можно сказать «нет», но сказать «нет» тьме вокруг невозможно. Свет не вокруг, а внутри.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5).

Осветив себе дальнейший путь своим экспериментом, 25/17 проделали тяжелую работу не только над музыкальным материалом, но, видимо, и над собой тоже, ведь осознанно решиться на шаг, который вероятно отсеет часть аудитории, сможет не каждый. Но полностью перейдя на живое исполнение, коллектив обрел целостность, теперь это не только Андрей и Антон, а еще и Тарас, Богдан, Рустам, Максим и Артур. Едва заметно, но постепенно начинают угадываться давние нотки состояния как будто все с нуля. И неизвестно, на что в дальнейшем решится этот ансамбль, но риск в их случае оправдан самобытностью, талантом и душой, а развитие всегда выстраивается лестницей вверх под девятибалльные штормы.

**(Прим.авт.: комментарий 25/17 перед выпуском песни «Людмила»: «Сегодня, как вы, наверное, уже догадались по фотографиям со съёмочной площадки, будет лирическая песня. Круче, чем «Звезда»»)

**(Прим.авт.: см. «Послание Иакова 4:13,14», Анатолий Мариенгоф «Мой век, мои друзья и подруги»)


А. Олейников.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.