Главные Cлова II — .sibirskaya

 Главные слова. Корпус второй.

(беседу ведет А.Коробов-Латынцев)

Мы продолжаем серию бесед с отечественными рэперами «Главные слова».

Великий философ XX века Жиль Делез незадолго до смерти дал интервью под названием «Алфавит Жиля Делеза». Суть интервью заключалась в том, что интервьюер (ученица Делеза) называла слова в алфавитном порядке, а философ разъяснял их. Нечто подобное мы решили сделать с русскими рэперами. Эта серия интервью, с одной стороны, даст возможность лучше узнать того или иного рэпера, а с другой — позволит составить себе совокупное представление о том, что мы зовем русским рэпом. Ведь если мы принимаем факт, что русский рэп есть феномен нашей современной культуры, с которым нельзя не считаться, то нам просто необходимо такое интегральное представление о нём. Подступом к такому интегральному представлению о русском рэпе и является серия наших интервью

Пятая беседа нашей рубрики – с Юлией БМ13, она же «.sibirskaya». Юля — интересный и живой исполнитель. Мы с ней интересно побеседовали о язычестве, Пушкине и прочем. 

Андрей: Юлия, здравствуй! Прежде чем начну пытать тебя вопросами про веру и традицию, такой тебе вопрос: почему поменяла имя?

Юлия: Псевдоним «БМ13» стал меня ограничивать, он какой-то слишком огромный, тяжелый и непоэтичный. У меня создавалось ощущение, что я должна писать только военные песни, мне это очень не нравилось. Собственно, поэтому я решила оставить БМ13 в прошлом, это был начальный этап моего творчества , который теперь канул в лету, так сказать. А почему новый псевдоним именно такой? ну.. он как-то сам пришел, я особо не выбирала.

Андрей: Понял. Теперь о главном: Юля, «како веруеши?»

Юлия: Язычница. Нет, не пляшу у костра, Перуну в жертву детей не ношу.

Андрей: Как-то слишком апофатично. Не то и не это. А что тогда? Т.е. если давать определение не через отрицание, а через утвержение.

Юлия: Это тема слишком обширная и, самое главное, слишком личная. Поэтому она никогда не обсуждается.

А.: Мы ведь уже обсуждаем эту тему. К тому же речь не о твоих личных религиозных переживаниях, я попросил лишь кратко сформулировать, во что ты веришь, такой краткий символ веры есть в любой религии. Он общий для всех. Конечно, мой вопрос лукав, поскольку у неоязычества нет символа веры, по крайней мере нет канонической версии,  и как правило, все неоязычники верят каждый во что горазд. Но именно потому-то я и попросил уточнить.

Ю.: Хорошо, я обозначу это, как умение жить в гармонии с природой и хтоническими существами. И, да, это не религия, это что-то вроде мироощущения.

А.: Хтоническими – т.е. земляными. Например, китайская хтоничекая религия- это вера в духов земли. Ты это имеешь в виду? Веру в земляных духов и жизнь в гармонии с этими духами?

Ю.: Вообще, ты прав, в плане духов. Но я лично, сама для себя, никаких названий этому не даю. Это просто энергия, которая присутствует в природе и в человеке, а гармония — это и есть воссоединение этих энергий. Примерно так, но это очень поверхностно. язычество для меня верой не является. Это мироощущения. Без волхвов, Перунов и чрезмерной обрядности.

А.: Мне интересно спросить именно о религиозной практике. Т.е. у христиан есть причастие, у буддистов есть особый вид медитации и т.д. Обрядовость — это только фасад этой практики. Т.е. когда я говорю, что я христианин, то понятно, что я, во-первых, верую во Христа, но есть еще и «во-вторых» — я исповедуюсь, причащаюсь, молюсь и т.д. Может быть, какие-нибудь древние исихастские практики исполняю и т.д. Вот есть нечто подобное в язычестве? Это не противоречит восприятию язычества как мироощущения. Потому что христианство или хинаяна — тоже мироощущения.

Ю.: Если говорить об обрядности,то ее почти нет,точнее она на минимальном уровне.Нельзя точно сказать,что и как кому делать.Это не церковь — перекрестился,молитву почитал,тут у каждого по разному.В этом вся прелесть.Самое главное — это конечно частые походы в лес(только не нужно кланяться реченьке и березке). До абсурда ничего не доводится. Нужно найти контакт с природой,для этого полностью отключаются мысли,дабы быть абсолютно изолированным от бытовой суеты.Нужно не просто представить,а прочувствовать миг порождающий миг,ощутить себя только здесь и сейчас.Нужно стать частью природы,при этом,опять же,не надо надумывать Леших и Водных.Большинство их того,что я сейчас знаю и делаю,мне поведал Саша Хвойный.Спасибо ему огромное за это.

А.: а чем такая практика языческих походов в лес отличается от обыкновенного похода в лес грибника?.. Он абстрагируется от городской суеты и почти медитирует нужный ему гриб, как буддист медитирует определенное божество…

А кто такой Саша Хвойный, кстати?

Ю.: Саша очень хороший человек. Один из лучший ,на мой взгляд, рэп-исполнителей. У него языческая семья в нескольких поколениях, я поэтому к нему прислушиваюсь, и его советы для меня крайне важны.

А.: Чтобы быть язычником достаточно быть просто очень хорошим человеком или нет?

Ю.: Просто хороший человек не проявляет к этому интерес, значит не может быть взаимодействия. Природа чувствует, когда и зачем ты приходишь. Поэтому и грибники — это совсем другое, у них цель иная. Тем более человек просто хороший не знает всех тонкостей.

А.: Да любой грибник тебе скажет, что цель его похода по грибы — не только грибы. Он скажет, что здесь тоже и единение с природой, некий вид познания и т.д. Но ладно, не стану тебя более мучить. Быть может, очень хороший человек и политеист Саша Хвойный рассказал бы что-то интересное, а быть может что и совсем наоборот. Переходим к нашей схеме.

А.: Первое слово – «Эпоха»

Ю.: Эпоха – это определенный период времени, в котором отражается поколение. Со всеми достоинствами и недостатками. Нельзя сказать, что есть плохая или хорошая эпоха, так как она зависит от многих факторов, а не только от нас с вами. Но в наших силах, как минимум, сделать ее краше и положительней. Ну или хотя бы показать, что мы старались.

А.: Второе слово: «Семья»

Ю.: Моя семья – это не только мама и папа. Моя семья – это и мой народ. Я всегда провожу параллели между локальным и глобальным. Поэтому мне часто бывает обидно за людей, как за настоящих братьев; я часто не согласна политикой моей родины, как с маминой политикой в детстве (только мама чаще всего была права). Таких параллелей предостаточно. А если говорить о будущем, то богатырь, четыре его наследника и одна наследница – это и есть моя семья.

А.: Третье слово: «Культурология»

Ю.: Можно, конечно, это слово охарактеризовать при помощи разных определений и цитат. Но раз тут конкретно мое видение, то я так делать не буду. Лично мне культурология помогает понять искусство и людей. Раньше я пялилась на картину и видела картину, теперь я вижу сюжет, цели художника и тд. Раньше я слушала симфонию и слышала симфонию, сейчас я понимаю, о чем она, связываю ее с историческими событиями. Культурология помогает читать подтексты, читать «между строк». Честно скажу, что иногда смотришь на нарисованное яблоко и хочется видеть именно его, а не «прочитывать»  по изображенному фрукту всю биографию художника. Но такое бывает редко. В основном же, при изучении культуры, просто начинаешь видеть больше, чем другие люди, кругом сплошной символизм, сплошные знаки, загадки, аж глаза режет.

А.: Четвертым словом будет слово «Хандра»

Ю.: Ох уж эта хандра. Никогда меня не покидает. С периодичностью раз в неделю, а иногда и чаще, заглядывает ко мне, дабы наглядно продемонстрировать, что абсолютное веселье и счастье убьет во мне чувственного и понимающего человека. Все мои песни были и будут написаны в состоянии хандры. Тоска дает настоящую встряску душе и не позволяет ей застаиваться. А то, что в автобусе наушники и печаль главные посредники философии – это уже каждый знает, от этого не откажешься (улыбается).  Короче, хорошая вещь, только к длительному применению непригодна.

А.: Не соглашусь, конечно, с посредниками философии. У философии ведь не бывает посредников, как и условий, как и предпосылок. Вопреки распространенному мнению, ни одиночество, ни тишина, ни прямо противоположное не являются ни условиями, ни предпосылками для философии, тем более наушники и печаль (улыбается). Однако ж не поспоришь, что к длительному применению русская хандра  не пригодна, того и гляди прибьет, придавит к землице…

Ю.: Ну, может быть, посредники – это неподходящее слово. Однако , ко мне мыли зачастую только так и приходят. В уединении, тишине. И , да, никогда не поверю, Андрей, что в транспорте тебя гениальная дума не посещала. (улыбается)

А.: Пятое слово – «Учение»

Ю.: Свет, конечно, и ничего кроме. Только есть люди, которые считают, что книги единственные источники учения и знаний. Я же, напротив, считаю, что учение ценно, если сам его приобрел, сам пробовал, научился – молодец. Друг вот у меня столько книг прочитал, парня можно в доктора наук уже, а жить – то он забывает. Все сидит у себя в темной комнатке и познает целыми сутками все подряд. Никакое мнение, если оно литературой не подтверждено, не воспринимает, все просит источников (откуда это мнение взялось). Вот такое учение я считаю уже абсурдным, многие знания можно черпать из книг, но всегда лучше самому видеть солнце, чем читать его описание. Поэтому, тут тоже лучше соблюдать баланс.

А.: Так ведь из книг тоже приобретают мнение самостоятельно, своею мыслью Более того, читая Канта, ты должен ставит задачу пережить мысль Канта как свою собственную. Наче и не добраться до неё! Впрочем, конечно, ты права в том, что мысль может иметь подтверждение не только из книг, чем, однако, не исключается возможность – и необходимость! – подтверждать мысль из книг. Я вот понял, как хорошо опыт подкрепляет мысль, когда после привода в отделение на следующий день должен был проводить со студентами семинар по книге М.Фуко «Надзирать и наказывать»! Я очень хорошо по собственному опыту понимал, о чем говорил Фуко (поскольку испытал действие карательной системы на себе буквально за день до семинара!), однако ж поделиться со студентами этим опытом я не смог: не этично… (смеется).

А.: Шестое слово –«Пушкин»

Ю.: Любимый человек, безусловно. Ни одному поэту или рэперу в жизни не достигнуть его уровня. Высказывания многих людей о том, что он негр, «бабник», «матершиник» и т.д., я не воспринимаю даже как альтернативные.  То, что он там делал, это уже второстепенно. Товарищи, которые на первое место выносят всякие гадости, не учитывают, что Пушкин – это практически фундамент русского языка и культуры.  Его величие в том, что он оставил потомкам. У меня, скорее всего, даже не хватит слов, чтобы описать его гений, его мощь. Такие, как А.С., ведут нас вперед. Одни положительные эмоции.

А.: Так он и есть матершинник, бабник, негр, француз, англичанин и т.д. Всечеловек, как назвал его Достоевский в своей Пушкинской речи. И действительно Пушкин ведет нас вперед, недаром у филологов-пушкинистов устоялось выражение «Вперед, к Пушкину!». А как ты относишься к тому, что Пушкин, кроме того что но всечеловек и гениальный русский поэт, еще к тому же и христианин? Он, конечно, и язычником был, по крайней мере эстетическим. Но все же язычником скорее эллинским, чем славянским.

Ю.: Я вполне адекватно отношусь к христианам.(если они ненавязчивы) Это их мир, мне туда лезть ни к чему. И, честно говоря, талантливым людям я многое прощаю, и в основном принимаю их такими, какие они есть. Тут это уместно.

А.: Не совсем понял, ты прощаешь Пушкина за его позднее православие или за его ранее и игровое эллинское язычество?

Ю.: Я не то чтобы прощаю, я равнодушно к этому отношусь, как к православию, так и к эллинскому язычеству. Это уже неважно. На данный момент вероисповедания Пушкина нужны при анализе произведений, дабы лучше их понять. А нравится кому-то, что он исповедовал, или нет…какая разница?

А.: В целом согласен с тобой. Я-то вообще думаю, что вера Пушкина была не православная и не эллинская (по крайней мере, ни то ни, другое в полной мере), а какая-то своя, философская вера. Однако ж для многих это очень важно: Для одних Поэт идолопоклонник и богохульник, для других покаявшийся христианин. Всё это было в Пушкине как в русском всечелвеке, нет сомнений, но было и еще нечто иное.

А.: Седьмое слово: «Победа»

Ю.: Для меня победа – это удовольствие. Я не участвовала в войне, в Олимпийских играх тоже, поэтому мои победы считаю значительными только для себе самой. 100 метров лучше всех пробежала – победа, экзамены сдала – победа, две книги за неделю прочитала – победа и т.д.

А.: Последнее слово ты выбираешь сама по своему волеизъявлению!..

Ю.: Слово «Страх». Со страхом борюсь постоянно. В детстве ничего не боялась, с возрастом стала трусихой. Но в последнее время у меня неплохо получается преодолевать страх. Просто нужно немного перестроить свое мышление  — и вот уже понимаешь, что и паук всего лишь насекомое, и родители ругают для пользы и двойки стимулируют хорошо учится. (но это все грубо, на бытовых примерах) Если в масштабе, опять же, брать это явление, то тут все серьезнее. Людей запугали, страх поднялся на высокую планку. Все трещат о загрязнении планеты, о курсах валют, о маньяках, о рептилоидах. У людей, конечно, этот негатив остается на подсознательном уровне. В лес боимся ходить – там убийцы, в речке купаться страшно, там вирусы. Боятся стали совершенно не то, что может принести опасность. Телевизор не смотри, а то Путина полюбишь и станешь обывателем – вот это должно пугать людей.( смеется )

А.: А что еще на самом деле должно пугать, кроме Путина?

Ю.: Перечислять можно бесконечно, чего бояться, а чего не стоит. По мне так, в наше время страшно потерять в себе человечность и жизнь впустую прожить тоже, это, пожалуй, самое главное. Но деньги вне банка, и машина без гаража пугают не меньше. (смеется)

А.: Впустую – это для тебя как?

Ю.: Не имея цели и смысла (в виде семьи, творчества, любимой работы). Кстати, в защиту Гуфа и остальных, похожих на него рэперов, могу сказать, что они не проживают жизнь «впустую», как многие думают. Они кайфуют от того, чем занимаются, они нашли себя. Конечно, с точки зрения половины общества, да и моей тоже, их песни ничего положительного не несут, но, собственно, с чего они вообще что-то должны. В пример можно привести и «правильные» группы, но о их «праведном» предназначении и так все знают.

А.: Какой-нибудь садист тоже очень кайфует от того, чем занимается, например режет котенка… А что ты имеешь в виду, говоря про «праведное предназначение» правых рэп-групп?

Ю.: Это я так условно называю группы, которые несут какую-то идею. Типа «Гротов». Они, кстати, тоже не всем нравятся, но это и абсолютно неважно, так как смысл их жизни найден — творить и своими песнями помогать людям преодолевать их трудности.

Ю.:А еще есть много примеров «кризиса средних лет». Люди к 25-30 годам ничего не добиваются, работа не постоянная, детей нет, хобби нет. Отсюда стрессы, злоба ко всем, бесцельность. У некоторых наладить дела получается, остальные же спиваются или постоянно мечутся от одного занятия к другому. Именно поэтому у людей должно быть то, ради чего они живут, то, что вызывает у них эмоции, соответственно окрашивает их жизнь как в положительные, так и в отрицательные оттенки. Хотя бы собака.

А.:  Согласен, должно быть нечто такое. Хотя бы собака. Или Церковь. Или Махаяна. Или любовь. Или ненависть…  А для политеистов, т.е. язычников, что является таким стимулом к жизни? Я потому спрашиваю, что в пределах такого мироощущения, которое живет в гармонии с хтоническими духами земли, наверняка какие-то свои особые стимулы к жизни. Не собака, не церковь, не будда. А что?

Ю.: Я в этом плане не отталкиваюсь от мировоззрения, и что об этом думают другие язычники тоже не знаю (учитывая, что у язычества нет одинаковых канонов, это трудно понять). Может это и банально, но я живу ради жизни, в этом и есть вся прелесть. Настоящим моментом, все остальное наживное, будет семья — будет дополнительный стимул, будет возможность помогать приютам или детдомам — тоже прекрасно, отличные цели в жизни.

А.: И самое главное, так или иначе будет возможность умереть, и тогда в моменте смерти каждому придется философствовать так, как он научился при жизни. И тут уже точняк не прокатит догмат о «жизни ради жизни». Однако ж время беседы подходит к концу! Удачи тебе!

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.