Любимые песни «воображаемых» рэперов. Часть вторая

Продолжим обзор правого рэпа далее. Замечательным и видным представителем правого рэпа являлся Денис Луперкаль, автор Проекта Увечье. Луперкаль замечательный текстовик, у него встречаются по-настоящему поэтические строки. Но самое главное, что он выделился в начале своего творчества ярко правой повесткой. Рэп его был снабжен не только ладной поэтической техникой, но и социальной ориентированностью. Но по интереснейшему совпадению как раз в тот момент, когда актуальный, социально и политически острый рэп Луперкаля был так востребован, артист объявил, что закрывает Проект Увечье, который был направлен на внешний мир с его проблемами (социум, политика и т.д.), и теперь будет заниматься миром внутренним, душевным. И в 2015-ом году Луперкаль записывает альбом «Дом тысячи сквозняков», где он занимается своими субъективными переживаниями, прокачивает на экзистенциальных тренажерах свою диалектику души. О внешнем мире здесь ничего. Почему? А потому что во внешнем мире – Русская Весна, Крымнаш, война за Донбасс. И было бы странно, если бы Луперкаль продолжил писать социально-ориентированный рэп о любви к России и ни слова бы не сказал о том, как из любви к своей Родине льют кровь русские люди в Донбассе, сражаясь с укранинствующими нацистами. Не то Лупаркаль проговорил все для него лично важные вещи о любви к Родине, то не его просто эта Родина перестала интересовать, или он просто с украинствующей публикой не хотел ссориться (мб она ему симпатичнее, чем русские?) – не знаю, но так или иначе факт остается фактом: о Донбассе и русской войне у правого русского рэпера Луперкаля ни слова, с началом войны рэпер ушел во внутренний мир. Быть может, во внутреннем мире Луперкаля свои войны, кто знает! Но в контексте всего прошлого творчества рэп-артиста этот его уход во внутренний мир представляется весьма странным.

Судить не будем, в конце концов, у людей могут быть серьезные внутренние переживания в связи с той катастрофой, которую переживает сегодня Россия, и возможно, что они сами испытывают не самые лучшие чувства по поводу того, что остались в стороне от того пассионарного подъема который произошел в России в 14-15 гг. Оставим это им! Я не исключаю, что и группа ГРОТ, и Луперкаль приедут в Донецк с концертом. Я тогда возьму свои слова обратно. Но готов поспорить, что этого не будет.

Разговор о правом рэпе в России был бы неполным, если бы я не сказал о группе 25/17, которая, по сути дела, и сделала правый рэп в России. Если рассматривать 25/17 в контексте правого рэпа (хотя 25/17, оформившая правый рэп в России, намного шире этого ограниченного феномена), то рассматривать стоит как исключение. С началом войны в Донбассе группа отменила все концерты на Украине. Потом Бледный сказал в трансляции по перископу, что он отправлял деньги на гуманитарную поддержку Донбасса (в частности, детским домам в Донецке). Правда, с концертом группа не поехали ни в Донецк, ни в Луганск. Аргументировал это фронтмен группы тем, что не хочет подвергать участников коллектива риску, отправляясь в военный регион. Такая позиция, конечно, была воспринята критично в патриотической публицистике. Вот цитата с портала «Царьград»: «…любимый коллектив покойного Арсена «Моторолы» Павлова 25/17 и вовсе заявил, что не желает участвовать в «конфликте с братским народом». Впрочем, и с продюсером, приехавшим в свое время из США продвигать рок, Михаилом Козыревым, ожидаемо оказавшемся ярым замайданщиком, парням тоже ссориться как-то не с руки» . Позиция группы расстроила также многих поклонников и ценителей их творчества. Если кого и ждали (и ждут) в Донецке и Луганске, так это группы 25/17. Однако я вполне себе представляю, что 25/17 вскоре приедут в Донецк и Луганск с концертом. Группа заявила себя как вполне состоятельную с нравственной точки зрения и способную к трезвой саморефлексии. В конце концов, после песни «Рахунок» с Дмитрием Ревякиным, где музыканты предприняли неудачную попутку выдать документ историческому моменту (евромайдану), 25/17 записали песню «Рахунок Абоминога» (от лица своего сайд-проекта Лёд 9), где скрыли бесовскую суть евромайдана, а также дали однозначную оценку тем зверствам, которые совершила украинская сторона:

«Толпа беснуется на площадях, давясь к кровякою;

А кто-то, цокая копытом шепчет: «Дякую!»

С другой стороны, после этого о ситуации на Украине и в Донбассе рэп-музыканты из 25/17 почти не высказывались, если не считать слова Бледного в его эфире в перископе, что «всё это грустно». Даже в своей песне «Вспомнить всё» Бледный читает о том, что под песни группы 25/17 признаются в любви, делают предложения и т.д., а среди прочего что под песни 25/17 «Манежка грозила Кремлю», под песни 25/17 «павших хоронят бойцы» и т.д. и т.п. Про то, что под песни 25/17 бойцы Донецкой и Луганской народных республик не только хоронят павших, но и идут в бой (а этой факт), ни слова. Про Манежку вспомнили (а это, напомню, 2010 год), а про Донбасс нет, хотя Донбасс – это совсем близко, это последние наши четыре года. Избирательно, однако, вспоминает группа 25/17. Или вспоминает только то, что ей важно. Тогда получается, что Манежка для 25/17 важна, а Донбасс нет? Не знаю. Быть может, на этот вопрос когда-нибудь 25/17 сами дадут прямой ответ, разбив тем самым в пух и прах колкие и подрывающие авторитет группы подозрения многих слушателей и критиков о том, что группа боится потерять аудиторию из-за прямой поддержки русского населения в Донбассе. Лично я не думаю, чтобы 25/17 боялись осуждения со стороны либеральных СМИ. В конце концов, в Крыму группа выступила (въезд на Украину уже закрыт, стало быть). Можно спокойно ехать в Донецк и Луганск. Ребята, приезжайте, будем вам очень рады!

Перед тем как перейти от рассмотрения рэп-артистов, прошедших мимо войны, к рэп-героям, которые честно и прямо среагировали на войну, скажем еще пару слов о таком рэп-музыканте, как Дельфин.

Была в этом году такая история: музыканта Дельфина задержало СБУ при въезде на Украину за то, что он пел в Крыму. На Украину Лысикова так и не пустили (музыканты играли без него), зато допросили СБУ. После Дельфин записал альбом о войне «442». Новый альбом Дельфина все назвали политизированным. Так и есть. Дельфин в интервью заявил, что он вынужден был «всплыть на поверхность» и осмотреться вокруг себя (в отличие от Лупаркаля, который наоборот ушел во внутренний мир, Дельфин из внутреннего мира вышел). При «всплытии на поверхность» так или иначе придется столкнуться с тем, что мы называем политикой в широком смысле (т.е. дискурс идей и идеологий, мировоззрений и философских теорий мира).

В альбоме Дельфина есть фраза: «Государство, приказывающее детям убивать, всегда назовет себя Родиной» – это, конечно, политическое высказывание. Но здесь важен ракурс. Дельфин может увидеть только государство, ПРИКАЗЫВАЮЩЕЕ УБИВАТЬ. Но не способен увидеть Родину, ЗОВУЩУЮ СВОИХ СЫНОВЕЙ НА СМЕРТЬ («Родина Мать зовет своих сыновей на смерть!» — так поется в одной замечательной песне). В скандальном и наполненном образцовыми штампами интервью псевдолиберальному порталу «Медуза» Дельфин сказал: «Пришлось переключиться немножко, всплыть на поверхность из внутренних каких-то состояний, оглянуться вокруг, посмотреть на это глазами только что всплывшего человека и ужаснуться. И высказаться не за и не против — а просто обозреть то, что происходит, чтобы потом, может быть, опять уйти на дно». Вот в этом и проблема. Проблема Платоновской пещеры. У людей режет глаза, когда они выбираются из пещеры. Они слишком привыкли к созерцанию теней, и когда они выбираются на поверхность – им режет глаза. Им нужен проводник. У Дельфина такого проводника не оказалось, видимо. Или он считает, что ему это не нужно и что он сам всё может. Отсюда столько банальщины и пошлости в его высказываниях о своем альбоме. То, что ты выбрался из пещеры своих внутренних состояний, не обеспечивает тебе ясности взгляда на происходящее на белом свете. Скорее наоборот, тебе режет глаза, ты ничего не понимаешь. Зря Андрей Лысиков дал интервью «Медузе», где попытался проинтрепретировать свое же творение. Сократ замечал, что поэты говорят много хорошего, но не понимают, о чем они говорят. Дельфин записал очень неплохой альбом, но в интервью сказал о нем очень плохо и очень пошло. «Много лгут поэты» (с)

Помните, у Раскольникова в «Преступлении и наказании» был такой сон про трихинов, это такие паразиты, которые забирались в человека и внушали ему сознание своей абсолютной правоты? Мне кажется, что трихины реально существуют. Каждый уверен, что он прав, а все остальные нет, потому что они глупее, слабее, трусливее и т.д. Когда я смотрю на наше общество, мне кажется, что трихины вышли из сна Раскольникова в нашу реальность. Вот и у Андрея Лысикова начался синдром гуру. Он меланхолично и отстраненно, как истинный гуру, дает оценку всему происходящему. На вопрос «Ходите ли вы на митинги? На выборы? Как-то участвуете в общественной жизни?» гуру отвечает: «Я не участвую в общественной жизни, я ее создаю». Это, на минуточку, говорит тот человек, который два предложения назад сказал, что он только-только «всплыл» и огляделся. И сразу всё понял. Понял и сказал. Но лучше бы ничего не говорил. (В конце концов, в русском рэпе есть персонажи совершенно отрицательные. Например, Ваня Нойз МС, который прыгал в повязанным на теле украинским флагов во Львове, где пел для участников АТО, т.е. для тех военных преступников, которые стреляли по мирным жителям Донбасса. Конечно, подобный акт может быть совершен только при отсутствии всяческой солидарности со своим народом и со страной, где ты проживаешь, где ты зарабатываешь себе деньги на жизнь. Сделанное Ваней Нойз Мс – отвратительно вне всяких сомнений. Есть и другой пример – Василий, который во время евромайдана спокойно приезжал в Киев, а вот в Донбасс ехать отказался, оправдавшись тем, что его якобы супруга не пускает. На евромайдан, где горели шины и стреляли в людей, его супруга пустила, а в Донецк, где в центре города сейчас безопаснее, чем в центре Киева, нет, не пустила. Вот ведь как.

От Дельфина, который с иллюзорной высоты своей позиции «над схваткой» смотрит на всё происходящее в мире, и 25/17, которые еще колеблются в отношении правильной и неправильной стороны в идущей войне, перейдем к краткому обзору тех рэп-артистов, которые по праву воспринимаются больше, чем просто артисты – это по-настоящему герои от русского рэпа. Конечно, рэп-героев в разы меньше, чем рэп-бизнесменов и просто рэп-артистов, то они, слава Богу, есть. Среди них ростовский рэпер Рем Дигга, Артем Саграда, рэпер Хаски, РИЧ и др.

Продолжение следует…


АКЛ

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.