«Одна золотая монеточка – это, к сожалению, еще не клад, и уж тем более не целое состояние»

«Одна золотая монеточка – это, к сожалению, еще не клад, и уже тем более не целое состояние»



Лиза Монеточка – прекрасная. Легкая, тонкая, прозрачная. Влюбляющая в себя. Игристая, ироничная, веселая. Вся такая «пост-пост», «мета-мета», «мур-мур». Одновременно глубокая и серьезная (ощутите экзистенциальное напряжение в песне «Кумушки»). И, вне всякого сомнения, очень талантливая.

Не менее хороши ее мелодика и музыка. Для крайнего релиза «Раскраски для взрослых» ее помогал делать Витя «БЦХ» Исаев. В итоге – отличный продакшн, местами напоминающий композиции великого Moby. Я специально чутко и внимательно два раза переслушал в машине и разок в наушниках – музон качает, цепляет, вайбит.

Елизавета бьет рекорды, заслуженно получает первые места в чартах, признание коллег «по цеху», многочисленные интервью с ней появляются на федеральных телеканалах, в самых топовых журналах и интернет-изданиях.

Но что-то тут должно быть не так. Другими словами, что меня огорчает и несколько тяготит?

«Это манифест поколения» — пишет Александр Горбачев из «Медузы», «голос 20-летних» — добавляют организаторы моднейших московских фестивалей, «новое лицо в музыке» — утверждает журнал «Vogue». Однако с чего они это взяли? Какого поколения? Каких именно 20-летних?

Тех самых, которые нашли приятное музыкальное сопровождение для обывательской, немного праздной, сумбурной, квази-элитарной и, несомненно, либеральной суеты своих «маленьких инста-душ»? К сожалению, пока что, кажется, именно о них идет речь. За некоторыми исключениями (снова послушайте композицию «Кумушки», а потом еще «Твоё имя»), содержание песен само приводит нас к подобному выводу.

Тут и потеря чувства истории («мы плывем так давно, что забыли откуда мы, куда мы, / Из какой вышли пристани, и какой приз в конце»), и довольно меткое, но лишенное сострадания и любви описание парадоксальности и необустроенности русской жизни («Видели все Петербургские улицы, как из помоев и грязи безликой / Вязью кириллицы гладко рисуется слово великое (Россия)»). Это мир переживания чувств по касательной, отсутствия привязанностей и ответственности, в котором большинство расставания – легки (песни «Каждый раз», «Нимфоманка»). Он наполнен искусственностью, которая является отправной и конечной точкой существования, она одновременно ненавистна и желанна («Как прирасти, обрасти документами, шлейфом пустых знакомств? / Я бы тащила, я отдала бы все за такой наркоз! / Я хочу в баре танцы под кавер на «rape me» и пить портвейн. / Дэнсить в угаре, даже не зная, кто это — Курт Кобейн. / В вечно тревожном запахе смерти чувствовать кислород, / Не представлять, что такое возможно — Выстрелить себе в рот»). Ну, и, конечно, в нем упрощаются, профанируются базовые человеческие экзистенциалы, такие, как, например, смерть («а я живу не так уж плохо, пью сахарный чай, / пишу на новеньком MacBookе текста про печаль. / Про смерть легко в отоплёном доме писать и / вполне достаточно рассказов от бати»). Или, скажем, 90-е годы в России (для интереса сравните содержание песни Монетки «90» и группы Записки Неизвестного «20 лет»). Да и вообще как-то пахнет в этом мирке «алиэкспрессом и барахолкой все по сто». Но выход, как полагается, есть всегда, и лирический герой (героиня) Монеточки в конце альбома его формулирует: «Разыщу я однушку, / Нарисую татушки и уеду в Санкт-Петербург. / Я устроюсь в «Афишу», / разгорится кострищем зависть бабушкиных подруг».

Заметьте, я не ставлю под сомнение талант Монеточки. Мне просто кажется, что некоторые поторопились с заключениями. Неужели все «поколение 20-летних», голосом которых якобы является Елизавета, именно такое? Конечно, нет.

Среди нас (позвольте и себя к ним отнести, коль мне еще только 25) много тех, кто уже давно испытывает жажду по «большим рассказам», кому опостылели рынок, нечеловеческий капитализм, отчуждение, потребление как модус жизни, мелкобуржуазные ценности, этика, вся эта вечная пост- и просто ирония над религией, Родиной, патриотизмом и т.д. Мы, 20-ти и около 20-летние так же, как и взрослые (а иногда даже сильнее) взыскуем жертвенности, героизма, любви, веры, побед, идеологии, не обращая внимания на всех этих вечно позитивных, трендовых, вылизанных, коммуникабельных, комфортных и успешных людей с их озабоченностями, «великими» переживаниями, открытиями и страстями. Как точно зачитал однажды Захар Прилепин в совместке с рэпером Ричем: «Все, что вас еще гнетет, / в нас давно перегорело». Но само горение никуда не пропадало.

Поэтому выводы столичной прессы, как минимум, натянуты. Или сделаны на скорую руку.

В творчестве Монеточки политика, конечно же, есть. Она есть везде, так как всегда есть ценности вокруг нас. Но пока что Лиза надеется, что «необязательно заявлять какую-то конкретную позицию. Потому что сейчас я чувствую себя слишком мелкой для этого». Но так как политика везде, то рано или поздно придется определиться и, замысловато или не очень, прямо или в афоризмах все сформулировать.

Пока что Монеточка, судя по записям с концертов и интервью, интересна тинейджерам, московской творческой интелигенции (как вечно молодой, так и стареющей типа Сергея Минаева) и носителям идеологии «хипстерского урбанизма». Очень не хочется, чтобы все эти люди взяли и приватизироваили себе талант Лизы, а сама она поверила, что так и должно быть и осталась бы «просто шутеечкой и мемчиков» — «вирусом, охватившим ленты соцсетей».

Поэтому я бы пока успокоил хайп вокруг Монетки (к слову, в одном из интервью она сказала, что хочет уехать в деревню, чтобы повышать уровень своей поэзии!) и дал бы ей время поразмышлять. Тот же Прилепин в давнем интервью «Снобу» сказал: «Я не Поэт, он (Путин – прим. авт.) не царь – чего тут раздувать-то?». А я по аналогии скажу так: Монеточка пока что (хоть и золотая, безумного талантливая!) — это, к сожалению, еще не клад, и уже тем более не целое состояние. Но тем интереснее будет наблюдать за ее развитием и новыми художественными проектами. Новое лицо рэпа, поп-музыки, поп-рока, пост-барда, анти-фолка (да как только ее не называют!) должно состояться. И я в нее верю!


Авторство: Илья Пресняков


Фотокарточка: Елизаветы Гырдымовой, сделанная на концерте в Красноярске в клубе «Эра» // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0#/media/File:%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA.jpg

1 комментарий

  1. Алексей
    Сентябрь 18, 2018
    Ответить

    Дорогие редакторы, полегче метлой метите. Лиза — Богиня. Говорю Вам от лица поколения 27ми летних. Наше поколение не пойдёт за Вашей краснопузой морковкой на удочке. В людях моего возраста я вижу любовь к искусству и тягу к вечному. Нет ничего плохого ни в «хипстерском урбанизме», ни в бюргерских ценностях, не зовите нас на восстание против них. Творчество Лизы останется в вечности, оставит след в душах людей, её будут помнить, а вашего пропагандиста-графомана Прилепина (как и вашу нацистку-клерикалку Бильченко) забудут сразу же, как только Вы прекратите их навязчиво рекламировать. Да, быть может зря Лиза сотрудничает с мутными типами вроде Идова, но я уверен, что её творчеству это не повредит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.