В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ВОЗВРАЩАЙСЯ К ГРЕКАМ, или Платоновский миф об Эре и Oxxxymiron


Лев Шестов в предисловии к своей знаменитой книге о Достоевском пишет, что будет говорить не столько о самом Достоевском, сколько по поводу Достоевского. Этот метод я давно уже облюбовал для разговора о рэпе. Говорить о самом рэпе — скучно, а вот если смотреть на рэп как на повод порассуждать о важных для нас всех вещах, то сразу рэп приобретает в наших глазах серьезный статус. Свою книгу о рэпе я писал именно такой методой, рэп — только повод поговорить о России, Боге, смерти, войне, любви. Сами рэпера об этом вам много не скажут, но у них можно отыскать интересные намеки и, так сказать, гиперссылки на интересные мировые сюжеты, тем более если поместить рэп в большой культурный контекст. Для русского рэпа таким макроконтекстом является, конечно же, русская литература и русская философия (Достоевский, Толстой, Платонов, Бердяев, Конст. Леонтьев и др.). Но есть в русском рэпе один персонаж, которого по праву можно рассмотреть (пусть и от малой части) в контексте европейской культуры. Речь об Оксимироне, конечно.

Помните, в Горгороде были строки:

«Забудьте Сюнь-Цзы и Лао-Цзы
Ведь в этом цирке лишь два пути
Суицид или стоицизм!» —

Здесь ведь Оксимирон явно отдает предпочтение европейской культуре (наследнице античной) перед культурой восточной, якобы очень древней и якобы более духовной а на самом деле выдуманной европейцами. Оксимирон как образованный человек вполне понимает всю иллюзорность этой идеи «древней восточной философии», и главное неприменимость этих «древних» восточных практик к европейскому антропологическому типу. Поэтому Сюнь Цзы, Лао Цзы, Мэн Цзы, Хань Фэй Цзы и иже с ними следует забыть — и обратиться к родным стоикам, киникам, сократикам и платоникам. И к последним особенно. На это нам намекает и клип «Город под подошвой», где на второй минуте мы видим Окси, читающего Политические сочинения Гегеля. Напомню одну цитату из Егора Федоровича (так наши студенты в XIX веке называли Георга Вильгельма Фридриха): Гегель писал в своих Лекциях по истории философии, что всякий образованный европеец, когда он слышит слово «Греция», чувствует, что оказался у себя на Родине. И к этой нашей философской Родине (потому что философия рождается в Греции и нигде больше) мы обречены возвращаться.

{ NB! Вот совет, дорогие читатели: в любой непонятной ситуации возвращайся к грекам. }

И вот очередной трек от Оксимирона, в котором дается намек на античный сюжет. Проницательный читатель, знакомый с Платоном и с его «Государством», сразу поймет, о каком сюжете я говорю. А тех самых «белых детей, Не способных видеть, где ширпотреб и где раритет», для которых делает рэп Оксимирон, я попрошу набраться терпения. Ну или сделать скидку философу, который везде хочет увидеть что-нибудь философское, и даже в ваш рэп насильно запихивает философские сюжеты, интерпретируя их в высшей степени вольно. Ну, такая вот философия вольная штука, ничего не поделать.

Итак, вот строки из песни Окси:

«…видимо, переболел
Этим вечным бегом в колесе
Я недо-Одиссей: вернулся домой, на небо глазеть
У берега сел, но Пенелопы нет с Телемахом, где все?»

Одиссей, вы помните, это архетип вечного странника. Герой, который возгордился своими победами (это он выиграл хитростью Троянскую войну) и бросил вызов самому Посейдону. Посейдон разгневался на Одиссея и устроил ему приключения, в результате которых Одиссей долго-долго странствовал по Греции в надежде возвратиться домой, где его ждала верная супруга Пенелопа и сын Телемак. Одиссей возвращается наконец домой, побеждает своих врагов, которые желали узурпировать власть у него дома и завладеть его женой. Одиссей получает то, чего желал – дом, жену с сыном, он садится у берега и глазеет на небо…

Почему «недо-Одиссей»? Только потому, что рядом нет Пенелопы и Телемака?

Недо-Одиссей – это Странник, который не может окончить свое странствие, не может вернуться домой. Это Одиссей, не вернувшийся домой и вечно скитающийся, который не «переболел этим вечным бегом в колесе».

Этот сюжет описывает Платон в последней книге своего «Государства», в знаменитом мифе об Эре. Коротко напомню. Эр — это воин, который был ранен на поле боя и которого уже собирались сжечь на погребальном костре, но который вдруг ожил и рассказал о своем странствии в загробный мир.

Платон, блестящий художник, очень красочно описывает это путешествие Эра. Мы же остановимся лишь на одном эпизоде, а именно об эпизоде, когда Эр видит богиню судьбы Ананке и её дочерей, Клото, Лахесис и Атропос. Платон повествует о том, как души падших в бою героев предстают перед богиней судьбы Ананке для того чтобы выбрать себе жребий на будущую жизнь. Платон рассказывает, как перед героями разбросаны таблички, на которых указана их будущая участь. Герои могут сами выбирать табличку. Так, Ахилл выбирает снова быть великим воином, Агамемнон выбирает снова быть великим полководцем, Менелай выбирает снова быть мужем Елены Прекрасной и т.д. Но Платон, по сути дела, говорит, что надо быть полным дураком, чтобы прожить жизнь вновь точно так же, как ты её уже прожил! Все эти герои, которые выбирают себе жизнь уже прожитую – они как белки в колесе, они заняты бесконечным и бессмысленным бегом, они не в состоянии «выключить чип».

Один лишь герой, хитроумный Одиссей, разрывает дурную бесконечность и вместо участи вечного странника выбирает быть простым ремесленником на родном острове Итака. Этот миф можно трактовать по-разному.

Артур Шопенгауэр, например, говорит, что это миф о свободе воли. Обыкновенно считают, что проблема свободы воли не ставилась в Античности и является прерогативой христианской философии, однако Платону посредством мифа удалось гениально затронуть эту проблему и дать ей свое разрешение. Свобода воли есть, но она есть лишь в мире трансцендентном, в нашем же обыденном мире нет подлинной свободы воли. Мы выбираем себя в трансцендентной области, здесь же, в нашем мире, мы уже не в состоянии сделать выбор и действуем согласно той своей сути, которую сами же выбрали. Иными словами, свобода воли распространяется на мир идей, в нашем же падшем мире свободы воли уже нет, в том смысле, что выбор уже сделан…

К чему я всё это? Действительно ли в треке Окси зашифрован платоновский миф об Эре или хотя бы намек на него? А почему нет? Ведь мы же считаем Окси интеллектуалом от рэпа, почему же он тогда не мог дать намек на этот платоновский сюжет?

Ну вот представьте себе… Сидит такой Окси у себя дома, читает «Государство» Платона (не зе флоу же какой-нибудь хипстерский ему читать, не правда ли?), а тут ему предлагает его кореш записать куплет на трек. И Окси недолго думая вплетает в свой куплет только что прочитанный (а м.б. и перечитанный, кто знает!) платоновский сюжет. И не потому что, как у поэта, «что ему книжка последняя скажет – то на душе его сверху и ляжет», а потому что не почему бы и не конвертировать вечный платоновский сюжет о свободе воли и выборе в рэп-формат, а?

Ну или, если хотите, считайте это моей выдумкой. Даже непременно так и считайте. Окси ваш сидит и мониторит зе флоу да рэп.ру, а я просто захотел поговорить о Платоне – и тут Окси под горячую руку попался, не более того. Мог бы быть не Окси, а, скажем, Витя АК-47, или Гуф, или, чем черт не шутит, Паша Техник!

PS. «…мы летим к тебе на бите
Но всякий раз мне кажется, что я не долетел»

Может быть и не долетел, Окси, может быть.


Авторство: АКЛ.


ИЛЛ: Emily Balivet, 2014

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.