РЕПЛИКА: Другой взгляд на творчество ATL

Совсем недавно мы опубликовали наш большой лонгрид, посвященный творчеству ATL, в котором рассказали о стилистических, эстетических, духовных и философских мотивах его произведений.
Теперь настало время посмотреть на творчество Сергея с другой стороны…

Пока одни радуются, что рэп победил рок (см. ситуацию с 25/17 и Чартовой дюжиной), сам рэп шатает похлеще, чем заядлого пропойцу. Я не склонен относить персонажей вроде Элджея, Фараоха, Миягоэндшпилей и многих других непосредственно к русскому рэпу, но проблема в том, что сами они себя позиционируют как рэперов или хип-хоперов, не суть. К чему такое неожиданное предисловие? Сразу к основной мысли: ATL – это тот мостик, который натянут над пропастью между двух необъединимых крайностей, условно: рэпа-рэпа и рэпа-хип-попа-диско.

Если рэп продолжает искать новые формы (даже такие как у Элджея), а, главное, смыслы, то вышеперечисленные ребята твёрдо уверены, что они уже нашли всё, что им нужно: качественный звук и западающие в голову примитивные рифмовки.

В этом смысле, ATLовцев (как и Грибы, например) следует считать сопричастными этой волне в музыкальном плане (что, в общем, не ново, если вспомнить, скажем, Loc-Doga). Музыка сейчас вообще тяготеет к танцевальным ритмам, это можно проследить и в популярной музыке, где даже лирический текст, который раньше стал бы медляком, все равно сопровождают «модным качовым саундом». (Ситуация попом и рэпом не ограничивается, но это уже тема для отдельной статьи.)

А как же дело у ATL обстоит с текстами? Казалось бы, один из мощнейших русских текстовиков – Луперкаль (под личиной проекта Horus) пишет с ними совместку. Казалось бы, тексты группы пестрят литературными отсылками (тут тебе и Лавкрафт и Уэлш и Кен Кизи и Дэниел Киз и Бэнкс). Но не тут-то было. Поэтическая (да и текстуальная) составляющая у ATL на голову ниже музыкальной (к которой нареканий, в принципе, нет). Рифмы простенькие, рядом с Луперкалем и Хаски даже упоминать об этом всерьёз смешно. С дугой стороны – есть интереные моменты, метафоры и образы и говорить о том, что это продукт уровня Фараоха – настолько же смешно. В общем, мостик, как и было вначале сказано.

Но самое удивительное ждёт внимательного слушателя именно при попытке вникнуть в посыл, в мир группы, подступиться к её философскому базису. Многие громогласно говорили о некоем «шаманстве» присущем группе, но что можно увидеть вместо неких откровений, даже простых описаний трипов (они есть и их очень немного и те – с натяжечкой; в этом контексте я могу воспринимать песни «Подснежник» и «Муравей») или же ритуалов? «Вот мы и выбрались из Вавилона хоть и на часок». Это же обычный наркотический эскапизм, с его эйфориями и отходняками. За этим не стоит (по крайней мере, не читается) какой-либо духовный опыт, за которым и охотится шаман, нет откровений и прозрений, преодоления себя. Можно представить себе дона Хуана, который мучается похмельем и хочет завязать с травкой или пейотом? Конечно нет – ведь Кастанеда, как бы к его фигуре не относиться, знал толк в настоящем шаманизме.

Резюмируя: ATL – команда средней руки, с крепкой музыкальной и средненькой поэтической составляющей, лишённая каких-либо претензий на глубокие смыслы (воистину «на уме лишь кроссовки, рэп и трын-трава»). Их, видимо, должен подменить лёгкий налёт социальщины и невнятная рефлексия. Воспринимать группу лучше с позиции трека «Танцуйте», именно здесь, как мне кажется, сосредоточен самый искренний посыл группы. В общем, ненапряжная и при этом не совсем примитивная музыка, которая подойдёт для вечеринок или, напротив, для прослушивания в метро, в полудрёме, по дороге на работу.

Условный постскриптум:
Может показаться, что данный продукт мне изначально «не зашёл», но это не так. Я, скорее, почувствовал себя посетителем ресторана, которому вынесли отличный десерт, но пауза между десертом и горячим затянулась, а потом оказалось, что горячее никто подавать и не собирался. Эта половинчатость ATLовского продукта, его многообещающая ограниченность и сподвигли меня написать в итоге этот текст.


Дмитрий Николов

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.