Идефикс — «Виктория». О нашей Победе.

Всякое явление культуры требует для себя адекватный язык, при помощи которого можно было бы описать это явление. Русский рэп нашел язык для того чтобы говорить о самых главных проклятых вопросах, о России, о судьбе о Боге и т.д. Но каким языком говорить о самом русском рэпе? и нуждается ли он в таком разговоре о себе? Отвечая на второй вопрос, скажу, что  да, нуждается. Подобно тому как акт чтения книги есть одновременно и акт написания книги, и акт её критики, точно так же и акт прослушивания песни есть в то же время и акт её осмысления, критики. Что касается первого вопроса, то здесь нужно сказать, что язык внешний описательный, язык журналистики не подходит, он не схватывает суть русского рэпа. Примером тому может служить сайт rap.ru, который на данный момент является единственной достаточно большой площадкой для обсуждения русского рэпа. Однако rap.ru сознательно отказывается от серьезного размышления о русском рэпе, а лишь выдает новости, или в лучшем случае берет интервью у исполнителей и команд. О новом альбоме Идефикса «Виктория» на сайте было написано лишь то, что он вышел… —

А между тем новый альбом Идефикса со всей очевидностью доказывает, что русский рэп требует серьезного осмысления, серьезной критики и полемики. Он заключает в себе серьезную мысль, и мысль эта наследует старой русской мыслительной традиции (в эом смысле не случайно, что  первым, кто заметил русский рэп и всерьез заговорил о русском рэпе, был русский писатель Захар Прилепин!). Именно русский литературно-философский язык более всего подходит для разговора о русском рэпе, который вмещает в себя и религиозные переживания, свойственный нашим самым проникновенным писателям, и лирические восторги наших первых поэтов, и самые глубокие мысли наших русских религиозных философов… Новый альбом Идефикса также заключает в себе всё это. В нем есть и лирические песни (Космос), есть песни, которые расслабляют (Планета), есть боевые, мотивирующие (совместный трек с Дмитрием 55ым, последняя песня альбома), есть исповедальные (исповедь как жанр давно освоена в русском рэпе, в альбоме Идефикса к этому жанру можно отнести песню «Следопыт»), есть песни-рассуждения (Глаза) и т.д. Но ни одну из них я бы не советовал ставить фоном!

Рэп, как говорил Алексей Грюндиг, есть прежде всего поэзия. Не идеология, не политика, ни тем более бизнес или религия. Но поэзия. И ежели в рэпе есть религиозные, идеологические или философские мотивы, то плохого в этом ничего нет, ибо поэзия не беспредметное витание в облаках, она имеет свой собственный предмет, свое содержание, поэзия – это выговаривание самого наболевшего для человека. Причем поэзия выговаривает это своим особенным поэтическим языком, который помогает поэту и его читателю схватить суть предмета. Язык этот символичен, красив, загадочен, и в то же время странным образом понятен нам всем! Возможно, потому что мы так же как и поэт носим в себе ту же самую загадку, отчего нам понятны переживания поэта, и даже более чем понятны – в его переживаниях мы узнаем свои собственные. Так, поэт может говорить о любви, может о войне. Как правило он говорит и о том, и о другом, и часто одновременно. Вот и Сергей Глаз расставляет точки над «i» для своих слушателей: «кто-то видит розы, а кто-то кулаки», отвечает на вопрос об узких трактовках его творчества: „школота напишет комменты про сопли: не западло писать про то, чем болен». Не обходит Глаз также и тему, которую обыкновенно обозначают как «поэт и поэзия». Впрочем, Глаз говорит не о поэзии как таковой, но о музыке (=рэпе), которую он сравнивает с наркотиком. Наркотиком, на котором автор сидит уже пять лет и поэтому «скоро отъедет». Диагноз это или прогноз, еще неизвестно. Автор ведь дает одновременно с этим и совсем другой прогноз: «есть все шансы остаться в живых, верить в себя и Бога молить! Быть героем, собою остаться – да! Никогда не сдаваться!»

 

Альбом получился вполне целостным, хотя и очень разным. Он не похож на ранние альбомы Идефикса, и тем не менее нельзя не заметить и преемственности с ранним творчеством. Во-первых, сохранились темы (Родина, Любовь, Дружба, Братство, боль и пр.); во-вторых, Глаз сохраняет и вместе с тем совершенствует свой индивидуальный стиль читки текста. В новых песнях делаются отсылки к старым, повторяются строки из старых песен, делаются замечания по поводу прошлых мыслей (причем замечания не только для слушателя, но и для себя самого: автор не лишен рефлексии). Автор размышляет, и зовет своих слушателей размышлять вместе с ним. Сергей Глаз не учит, но делится переживаниями. Здесь очень подойдет строчка из песни 25/17:

«Мы не ведем за собой, но точно знаем: есть Путь!

и если ты вместе с нами, дойдем когда-нибудь».

— Идефикс предлагает нам идти вместе с ними по этому пути. Одним отрядом. Куда? — Домой. К Победе. Пусть через бои и потери, но всё же идти, а не стоять на месте. Ведь шанс есть! Значит, идём… С Богом!

 

Автор текста: А. Коробов-Латынцев

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.