Мэйти – «Почтальон снов»

Мэйти – «Почтальон снов»


 


Многие музыканты (как рок-н-ролльные, так и рэперы) всегда пытались шагнуть чуть дальше, к миру «совершенного», «изначального» искусства, а именно, в поэзию. Ведь это куда благородней, ибо «что написано пером…» и далее по тексту. А там, того и гляди, примут в какой-нибудь союз писателей. Да и вообще, если песня не получилась – всегда можно объявить этот ампутированный полуфабрикат стихотворением. В общем, на проторенную эту тропинку ступило уже достаточное количество ног.

К счастью, это не наш случай. Мы будем говорить о вышедшем в 2016-ом году сборнике стихом Мэйти «Почтальон снов».

Стоит сразу сделать оговорку, что разрываться между написанием стихов и сочинительством песен – это работа непростая и не очень благодарная, потому что в итоге на что-нибудь начнёт не хватать либо вдохновения, либо времени. Поэтому даже сама попытка совместить уже вызывает уважение.

Главное для меня то, что в этом сборнике Мэйти показывает себя разнообразным и изобретательным. Его стихи – это не рэп, напечатанный на листочке. Ведь многим кажется, что достаточно зарифмовать слово, чтобы это можно было назвать поэзией, но ведь это не так.

Даже в богатом  прежде на таланты русском роке (а обычный песенный текст имеет больше шансов быть принятым за стих, да и больше возможностей для маневра) примеры песенников и поэтов в одном лице очень редки. Из ныне живущих остался, наверное, один Лёха Никонов, который больше поэт, чем песенник. В рэпе же поэтические приёмы активно использует Хаски, но с помощью этого он в большей степени преображает рэп, чем стремится к поэзии. А Владимир Журавль, автор и исполнитель песен рэп-рок-группы Записки Неизвестного, поэт в классическом смысле, но совсем не рэпер в классическом смысле.

Так вот, Мэйти демонстрирует свободу размера, гуляя от привычных для рэпа острых квадратных конструкций к удлинённым прямоугольным поэтическим. Есть огрехи в выбивающейся, взбрыкивающей подчас ритмике, есть слишком очевидные рифмы или даже отсутствие таковых, но есть и очень удачные находки, а главное – искренность. Даже там, где хочется начать его ругать он говорит прямо:

«Это плохие стихи, но плохие по-честному,

Ими псалом не поют и здоровье не чествуют»

В стихах Михаила можно узнать спокойную поступь Роберта Рождественского:

«Мы сочиняем в ее древесине бунтующий мир,

Сотни оттенков и нот – это корм, и мы кормим камин,

И забываем на целую жизнь наиважную весть:

Ржавая щель и пустой коридор – это все, что мы есть»

Или лёгкую простоту Дмитрия Кедрина:

«Потому что, речка,

Ты плохая ширма,

Ты не прячешь спину

И почти ничья.

Жизнь у человечка

До краев обширна,

Хоть и в раз короче

Твоего ручья»

Да и без доброй русской есенинщины не обошлось:

«Пробегу в развалку кладбище в березах,

После них до дома – четверть часа в шаг.

Я уже давно как не боюсь мороза.

К черту эту шапку, к черту этот шарф!»

 

А где есть Есенин, всегда найдётся место и Борису Рыжему:

«Голые деревья – вешалки для шляп,

Ветер проигрался или забашлял,

Раскидал ошметки лета на бордюр,

Липкий соискатель авантюр»

Стихи Мэйти не случайно перекликаются со строчками классиков, они есть и оммаж, привет в прошлое, и обратное эхо, где всё сливается, ассонируя; и не разобрать уже, где строчки из 20-го века, а где из века 21-го.  Можно сказать, что это не похвала, что ретроградство нужно искоренять, но до тех пор пока новая поэзия не сможет предложить ничего лучше, я буду искренне рад такому диалогу поколений.

Тематически стихи Мэйти просты, хотя и афористичны (в противовес популярному обычно пафосному философствованию). Это стихи-настроения, стихи-переживания, стихи-наблюдения и уже из этих эмоций и родится финальная мысль, как косточка, найденная в спелом абрикосе. А ведь многие пытаются схитрить и, выдумав мысль заранее, пытаются нарастить на идейную косточку искусственные волокна.

Но и здесь Мэйти не замыкается на одно лишь настроение, примером тому служит стих «Мистраль», может быть не идеально выполненный, но изящно отсылающий к Ван Гогу. Он отлично иллюстрирует не только чистое вдохновение, но умение следовать некоему концепту, и в придачу демонстрирует неплохую эрудицию автора.

При этом видна постоянная работа не только с формой, но и с тематикой, подачей, переносом точки зрения от читателя к автору, что позволяет взглянуть на текст его глазами, и обратно, по мере необходимости (что может немного сбивать с толку). Стоит сказать, что в сборниках избранного так обычно и получается – неоднородность заложена в самом принципе их формирования.

В общем и целом, «Почтальон снов», при всей неоднородности (которая, возможно, больше плюс, чем минус), при достаточном количестве незначительных технических нареканий (которые у именитого поэта и посовестились бы замечать) оставляет ненавязчивое приятное и тёплое послевкусие. Автору можно пожелать лишь большего усердия при редакции грядущих стихов и, само собой, вдохновения для их написания.


Авторство: Дмитрий Николов


Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.