Мнения: «Дружба ≠ коммерция»

«Дружба ≠ коммерция»

В этот раз мы попытаемся разобраться с такими понятиями как дружба и коммерция в контексте разговора о русском рэпе. Очевидно, что отождествить одно с другим весьма сложно, и, наверное, в обыденной жизни вообще не стоит как-то связывать это друг с другом. Но мы рискнем и все же попробуем скоррелировать оба явления…

Мы продолжаем серию текстов о русском рэпе, о его существовании в социуме и влиянии на него, добро пожаловать во «Мнения».

Пожалуй, ни для кого не секрет, что дружеские и коммерческие отношения служат топливом для рэп-тепловоза, где-то случаются запланированные и незапланированные остановки, встречаются станции и вокзалы, на которых пассажиры-слушатели ждут или нечаянно застают тот или иной состав, кому-то по пути, а кто-то сойдет на ближайшей платформе. Но за поездку всегда приходится платить. Можно, конечно, прокатиться “зайцем”, и разница здесь между музыкой и реальным проездом лишь в том, что в музыке нет контроллера, который ловит неплательщика и придает его поездной анафеме.

Если после вышеприведенной метафоры ситуация с коммерческой стороной рэпа имеет шанс немного проясниться, то, казалось бы, причем здесь дружба? Можно ухитриться притянуть и это понятие. Представим, что вы считаетесь другом машиниста, логично, что в таком случае ездить вы сможете бесплатно, но! Машинист выполняет работу, а пассажир является всего лишь попутчиком, как-то несправедливо получается в плане распределения труда, не так ли? Дело в том, что многие слушатели хотят себе казаться друзьями машиниста. Хотят казаться – пожалуйста, однако червоточина кроется в том, что машинист может считать иначе по той простой причине, что он и вовсе не подозревает о вашем присутствии в одном из вагонов, но свою работу при этом выполняет, и не спешит заглядывать в каждое купе на предмет безбилетников. Согласитесь, образовались весьма дружелюбные условия.

Теперь, когда мы немного разогнали тучи над сутью разговора, можно попробовать как-то консолидировать коммерцию и дружбу, а связующим элементом будет выступать такое тривиальное понятие, как честность, полагающаяся на принцип: ты – мне, я – тебе. Так что, извольте, дружба дружбой, а от поддержки мало кто готов отказаться. Конечно, никто не принуждает действовать по этому принципу, можно всю жизнь прокататься за спасибо, но поезда без топлива, увы, ездить не умеют.
Думаю, сложно поспорить с тем фактом, что рэп стоит на двух китах: коммерции и “дружеском пиаре” (речь идет о совместных проектах, песнях, видеоклипах и т.д.). И каким бы андерграундным на первых парах творчество ни было, в дальнейшем удержаться на плаву без средств, знакомств и связей довольно проблематично. “Нет никакой культуры, нет никакой ван лов // это бизнес на гормональном взрыве юных голов” – говорил Андрей Бледный в песне «Жду чуда 2», и с ним трудно не согласиться, ведь в какой-то момент развития карьеры исполнителя вопрос обеспечения станет не то что острым, а краеугольным. Но важно дифференцировать между собой сугубо коммерческий утилитарный музыкальный продукт и творчество, содержащее помимо набора музыкальных тенденций еще и какой-то посыл, идейную подоплеку. В первом случае это хладнокровный расчет денег с первостепенным приоритетом на продажи, во втором – донесение чего-то действительно благодетельного в качественно оформленном виде, что опять же требует вложений, порой немалых. Эту тему мы еще затронем в другом тексте.

Вообще, на сегодня вопрос о “бизнесе” в рэпе стоит не так остро, как это было, скажем, два-три года назад, когда многие исполнители стали активнее, чем раньше, выходить на электронные площадки для продажи музыкальных произведений за что периодически получали неслабую порцию негатива от некоторых слоев своей аудитории, привыкших получать результат рукотворного и нерукотворного труда абсолютно бесплатно. Но это отдельный разговор, в рамках которого можно долго рассуждать о том, что избалованный слушатель порой требует слишком многого от артиста, ведет себя крайне потребительским образом, и слабо представляет, что такое не рублевая благодарность за творчество. В настоящее время слушатели русского рэпа стали менее язвительны в данном отношении, кто хочет купить – покупает, кто хочет заполучить желанное бесплатно – молча скачивает со сторонних ресурсов. Но от аксиомы, что актуальная и качественная музыка на 2017 год в какой-то степени бизнесом не быть не может, уже вряд ли возможно отойти.

Посему все-таки не стоит окончательно смешивать дружбу и коммерцию, дружба – это прекрасно, но честь знать тоже надо, и подтверждать свои слова не только словами, простите за тавтологию, а как-то материально поддерживать, если действительно хочется поддержать. Имеется ввиду именно здоровая коммерция, которая способна адекватно уживаться с понятием дружба, но никак не отождествляться с ним при этом. Любишь кататься – будь добр, имей человеческое отношение и прояви понимание, музыкант тоже человек. А честный музыкант, хочется верить, в первую очередь зарабатывает себе не коттедж и внедорожник, а репутацию друга, делец же зарабатывает иные ценностные регалии. Паровоз толкать никто не просит, заправленный он поедет и сам. А сойти всегда можно успеть. Дружба ≠ коммерция.

А для того, чтобы наши рассуждения не казались однобокими, мы обратились к рэперам Ричу и Идефиксу с просьбой высказать свое мнение на обсуждаемую тему, внимаем:

Рич: «Зарабатывать на любимом деле – вещь приятная и правильная. Деньги помогают тебе не обращать внимание на бытовые проблемы и с ещё большей отдачей заниматься музыкой. Другое дело, что наш музыкальный бизнес устроен таким образом, что если ты не вписываешься в определенные форматы и тренды, то вряд ли тебе удастся удержаться на плаву в финансовом плане. То, что твой заработок – это прямое отражение твоего таланта, – полная чушь. Миллионер Никас Сафронов или не продавший ни одной своей картины Ван Гог? Американский фолк-музыкант Родригес из Детройта продал две с половиной пластинки своего гениального альбома и всю жизнь работал на стройке, не зная, что в Южной Африке был популярнее Элвиса Пресли».

Идефикс: «Не вижу ничего плохого в том, чтобы артист зарабатывал. Другое дело, что определяет деятельность артиста: творчество или заработок. Это довольно сложный вопрос. Есть люди, которые не пишут ни музыку, ни тексты, они просто исполняют песни. В основном, конечно, это поп-музыка. И у них своя правда. Зачем заниматься рэп-музыкой, если ты не пишешь ни музыку, ни слова – мне непонятно. Да и, если честно, заниматься рэп-музыкой ради денег – тоже сомнительно. Безусловно, сейчас эта музыка очень востребована, но одно дело популярность жанра, другое – делать что-то интересное, самобытное, что будет пользоваться спросом. Это очень сложно».


А.Олейников

Предыдущий текст цикла «Мнения» – здесь.
Следующий текст – здесь.

1 комментарий

  1. Октябрь 1, 2017
    Ответить

    Я за 2 гoдa paботы в kрyпной фармaцевтичeской фиpмe стoльko не зapаботaла скoлbkо здecь. Автоp cпacибо тeбe oгромное. Имeнно cейчас я точнo бpoшy мaяться eрyндoй c этими таблеткaми. Tам все oчень прocто!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.