Дети поиска

«Дети поиска»
Грот – «Дети Маугли»

Творческий путь группы Грот сейчас представляет собой тернистую дорогу, на которой суровые сибирские парни демонстрировали слушателю суть российской реальности в самых откровенных подробностях, писали песни о борьбе с собой и пороками, о радости новых открытий, о пути через преграды неприятия и непонимания. Сейчас мы видим, как авторы с каждым разом карабкаются на более высокий уровень и пытаются открывать все новые грани своего творчества и мироощущения. Ретранслируя то, с чем сталкиваются они, и то, с чем постоянно сталкивается каждый из нас, Дмитрий и Виталий все также неустанно рассказывают о том, что их окружает и тревожит.

С новым релизом «Дети-Маугли» пришли и новые мысли об окружающем, а взгляд погружается в личностные, тонкие сферы человека, и из этих сфер взгляд устремлен наружу, в мир. Ставя ребром вопросы о нашем происхождении, влиянии окружающего на разум и сознание Грот продолжает искать подступы к ответам на терзающие их вопросы. Именно подступы, ведь вполне очевидно, что абсолютную целостность в суждениях обрести невозможно, пока не покинута зона осознанных понятий о мире, да и будет ли выход в запредельное значить, что ответы будут верны? Отнюдь, человек может гадать об этом вечно, так и не найдя верного пути. Так и Грот, постоянно вопрошая пытается вести открытый диалог со слушателем, предлагая ему такие темы в творчестве, которые требуют не только слушать их песни, но еще и активно их анализировать.

Новый альбом группы плотен по своей концепции и широк в фокусе внимания, но в то же время абстрактен в плане поиска – можно пробовать искать в любом направлении, но рано или поздно вернешься к началу, где опять встретятся те самые вечные вопросы. В связи с этим разглядеть конкретные ориентиры невозможно, так как они изначально не заданы в поле поиска. Это объясняется тем, что мир этого альбома не предусматривает координат, таких, скажем, как Бог, известный нам, как ортодоксам, под определенным именем, не предусматривает определенного философского подхода и конкретного социального набора положений, но в то же время это не исключает довольно сильную социальную подоплеку – говоря о человеке общество не затронуть невозможно. С одной стороны, это дематериализует точку подхода, с другой открывает необъятную карту, перемещаясь по которой мы вольны задавать свои правила игры – воспринимать сказанное предельно вольно. Если двигаться по второму пути, то мы получаем внушительную почву для размышлений, заранее удобренную заданными образами и темами.

Собственно, центральной темой альбома является вопрос влияния мира на личность и позиционирование себя среди культур и человеческих взаимоотношений. Руководствуясь уже присущей группе идеей вечного поиска и выстраивая образ мыслителя-путешественника, авторы пытаются разобраться в механизмах формирования человеческих устоев и отношении человека к миру под влиянием среды. Приходящие извне сигналы, сложившиеся культурные, духовные и социальные догматы выстраивают принципы существования, губительные же влияния, основанные на низших ценностях, деформируют как сам индивид, так и окружающую его реальность. Данную мысль можно проследить в довольно жестком и максимально прямом треке «Новости», где остро говорится о человеческом желании самоутверждения, подпитываемом многовековой тягой развращенного общества к жестокости. Также в качестве другого примера можно привести песню «Дети-Маугли», которая задает лейтмотив всей пластинке. Здесь изложен образ человеческого звереныша, в сознании которого, как на чистом листе, окружающий мир прописывает свою систему координат, причем с явным уклоном в сторону негативного влияния: «В реальности Маугли не герой, но калека». Эта композиция служит фундаментом благодаря проиллюстрированной в ней корневой теме альбома.

В дискурсе о влиянии среды на человека Грот резонно задается вопросом о пристанище среди общин и идеологий: «Где мне найти приют?» («Ни с кем»), заметно, что авторам довольно тесно в пределах установленных общественных позиций, и выбор исполнителей – это стремление как можно дальше уйти от привычных материально-ценностных укладов: «Не могу оставаться нигде, не могу заглушить свой шаг». Но с другой стороны уход от реальности в область неосознанного, как это описывается во второй части данной песни, заставляет разум неизбежно возвращаться на знакомую колею, ведь выход за пределы грозит утратой осознанности, неразрывно связанной с разумом. Таким образом, песня «Ни с кем» олицетворяет крик безысходности духа в пределах земной жизни.
Но прекрасный и яростный мир постепенно охватывает своим очарованием, сумасшествием и смертельностью, и в песне «Сто тысяч попыток» Грот намеренно подстраивается под сумасшедший темп реальности, примеряя маску конформизма и попутно вещая с мест событий о том, что переживает. Но также быстро, как примерив, авторы и сбрасывают маску, прерывая игру отрезвляющим осознанием: «Как бы не хотелось, я назад не отлистаю, от рождения прописан день дедлайна».

Если вдуматься в макронарратив альбома, то можно прийти к вопросу о самоопределении человека: в чем заключается характеристика индивидуальности? В созданном образе, понятиях морали, типе характера, манере поведения? Частицы, из которых состоит личность, собираются в оригинальный рисунок, но вот краски, какими он изображен, не придумываются человеком, они заимствуются извне, из палитры окружающего мира. Так что же в человеке априори первозданно? Возможно, устройство его души, не подчиняющееся законам, диктуемым миром. Разум и сознание в своей глубине подчинены голосу души, часто противоречащему скомпилированным в сознании общим устоям. Можно предположить еще такой феномен, в котором из набора внутренних призм, складывающихся из духовного и материального опыта, из суждений, взглядов и эмоций человек создает личную реальность, которая может разниться с иной, созданной другими личностями, предполагая межличностные конфронтации и симбиозы. Но вопрос в том, чья реальность более правильна и где находится мерило абсолютной реальности, с помощью которого можно субъективно себя самоидентифицировать.

Грот ставит вопросы самоопределения в корень «Дети-Маугли», задается ими, но с каждым разом вопросов становится все больше, и проверить ответы, сгенерированные мышлением, эмпиричным и чувственным путем негде, не существует такого эталона, который бы гласил что здесь верно, а что ошибочно. Складывается впечатление, что отсутствие каких-либо определенных опор вроде веры в личностного Бога и мировоззренческих подходов несколько дезориентирует авторов от конкретного направления, в сторону которого следует брать уклон. В итоге вопросов все больше, но количество ответов не поспевает, и каков же дальнейший путь следования, где нужно копать? «Вопросы бушуют в твоей голове, но прости, нам на них не ответить // просто поверь, что ответы мы действительно ищем» – резюмируют исполнители. Но движение хоть и без координат – тоже движение. Вспоминаются строчки из песни «Три вопроса»: «Дорога без цели конечной и без проводника» – отсутствие зримого предела открывает путь, в котором с накоплением новых знаний и генерированием выводов на каком-либо уровне становится возможным предполагать новые ответы, выбирать иные маршруты поиска: «Я вижу тысячи дорог и бездну ответов» – гласят строчки той же песни.

При постоянном анализе своего положения в окружающем мире человек погружается в суть своего сознания, попутно отбрасывая временные, культурные и материальные пазлы нынешнего естества. В конечном итоге мы подходим точке отсчета своей первозданности и пытаемся определиться с вопросами происхождения, причины и замысла, тем самым подступаясь к вечным вопросам о бытии – «проклятым» вопросам философии. В этом плане «Дети-Маугли» порождает собственную цепочку размышлений, задав отправной точкой вопрос о самоидентификации человека.

Далее слушателю как бы предлагается отправиться уже в собственный поиск, и в качестве поддержки выступает завершающая композиция «Вояджер-1», подводящая логическую черту. Причем авторы сулят быть «надежным горючим» в этом пути: «Когда ты отправишься в путь за мечтой, мы попробуем стать тебе надежным горючим». И не прогадывают, так как набор тем, фигурирующих в их произведениях не теряет градус актуальности. Благодаря такому свойству музыка Дмитрия и Виталия способна встраиваться почти в любые конъюнктуры и условия. Параллельно с этим чувствуется сильная эмоция, вложенная в «Дети-Маугли», располагающая к желанию прислушиваться к исполнителям. Наглядности примеров альбома сопутствует нерв переживаний, подаваемый непосредственно от первого лица, как от участника происходящего, что логично, ведь авторы и сами пытаются найти какие-то выводы. В этом заметно некое сопричастие, если предполагать, что в рамках вселенной человек априори является свидетелем происходящего, а связь формируется ментально, руководствуясь терминологией Эдуарда Леруа и В.И. Вернадского, в ноосфере. И это активно используется группой в виде идеи ментального коннекта: «Получив от тебя эту землю в аренду на малое время // насколько могли, мы питали ее электричеством собственных сердцебиений» («Вояджер-1»); «Мы одинаково верим, цепь замкнута» («Пообещай»).

Интерес к «Детям-Маугли» поддерживается также и технической стороной, звуковое сопровождение позволяет воспринимать пластинку не только как сложный концепт, но и как современный музыкальный продукт, в котором появился стиль и оформленный вокал, а в инструментальном плане прослеживаются интересные и свежие решения, что создает объемную атмосферу звучания каждой песни в отдельности и трендовость исполнения в целом. Иллюстрации в композициях подаются в ярком текстовом оформлении и с использованием доступного языка – по-простому о сложном. В совокупности все это дает эффект ненагруженности – альбом и не отвлекает от размышлений, и не заставляет погружаться в танцевальный транс.

Если говорить о творчестве группы в целом, то разбор глобальных вопросов уже стал традиционным для Грота, от альбома к альбому авторы методично рассматривают те или иные волнующие их явления и события, «Дети-Маугли» не является исключением. Хочется верить, что труд и серьезность Дмитрия и Виталия будут оправданы, а их произведения не затеряются в сетевой бесконечности. Из года в год Грот показывает, что музыка может быть не только сегментом для потребления трендов, но и активным проводником в личном росте и поиске.
И с каждым разом все заметней, что сами исполнители уже давно и твердо следуют внутренней жажде поиска, став не детьми-Маугли, но детьми-поиска.


А.Олейников.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.