«Рич приглашает в гости»

«Рич приглашает в гости»

Мини-альбом «У дома» можно с уверенностью назвать одним из наиболее самобытных творений в отечественном рэпе за последние годы. И если на предыдущих записях Рича «хуково» звучали лишь отдельные песни (некоторые из которых можно уверенно занести в разряд подлинных хитов, как, например «Пора валить» или «Ржавою слюною» с альбома «Патологии»), то здесь цепляющими являются все пять треков без исключения.

«У дома» получился концептуальным альбомом — это альбом-воспоминание. На его обложке, представленной в виде полароидной фотографии, из окна старенького деревенского дома выглядывает мальчуган лет шести, мальчик щурится от солнца и улыбается. Наверное, вот таким же взглядом, щурясь и улыбаясь, разглядываем мы собственные детские фотографии.

Альбом Рича и есть своего рода «фотоальбом», где каждый трек — это та самая полароидная фотография, на которой запечатлелись небольшие фрагменты воспоминаний о дружбе, юности, малой родине — городке в Тульской области, где прошло взросление Ричарда, о друзьях детства, и даже о своего рода «генетической памяти» родных краев — рязанской и тульской земле, где когда-то пращуры рубились, защищая её от набегов татар, может быть и для того, чтобы спустя столетия именно здесь родились русскими Толстой и Есенин.

Исключение из этого калейдоскопа воспоминаний —  закрывающая альбом романтическая композиция «Всадник без башки», трогательная и на редкость мелодичная любовная хип-хоп баллада о том, как можно обрести рай с любимым человеком даже в скромной съемной однушке где-то на окраине Москвы. О своей любимой в интервью для нашего журнала Рич поведал красивую историю: «Ирина (жена) — моя женщина с утра и навсегда. Сложно представить, что бы было со мной, если бы её не было — но ничего хорошего точно. Любимая её группа — АукцЫон, любимый писатель — Эдуард Лимонов, когда ей было 17, она, не сказав своему папе, приехала ко мне в гости. Представь: девочка, которая ни разу не выезжала из своей области, проехала 1000 км., чтобы познакомиться со мной — типом, как минимум, не внушающим доверия. Когда ей исполнилось 18, мы поженились, тогда только я начал понимать, что живу не зря» Так бывает только в кино? Нет, живая жизнь куда интереснее.

Открывает же «У дома» композиция «Заходи», звучащая словно, положенное на бит, письмо к старому другу. Ричу удалось уловить и прекрасно передать то, возможно, немного неловкое чувство тоски по милому сердцу товарищу, которого давно уже не видел, но без которого по душе острыми коготками скребет назойливая кошка Ностальгия. Эта песня о мужской дружбе, выгодно отличающаяся от массы  аналогичных треков своей особой душевностью и отсутствием панибратской пошлости в духе пацанской романтики а-ля «брат за брата так за основу взято». Настойчивый призыв песни заходить в гости особенно актуален именно в нашу эпоху атомизации, когда даже когда-то близкие люди могут не то, что не заходить друг к другу на огонёк, но даже и не видеться месяцами (особенно в столице, где ныне живет Рич), ограничиваясь чириканьем в пучине мировой паутины.

В этой песне присутствуют, на первый взгляд, несколько странные строки «я жене скажу, чтоб нам сделала фондю, предупрежу соседа, чтоб убрал капканы с поля». Казалось бы, причем здесь сыр в шоколаде и какие-то там капканы на полях? Однако, тем самым Рич по собственным словам стремился особо подчеркнуть радость от встречи с другом, которого он по доброте душевной хочет встретить не только традиционными для русских хлебом и солью или чаем с баранками, но и особенным заморским угощением — так велико его счастье!

Главным же хитом «У дома» является одноименный трек, записанный совместно с Хаски. Дуэт дикаря из средней полосы с дикарем из Улан-Удэ получился особенно динамичным и с музыкальной и с текстуальной точек зрения: здесь можно повстречать и гитарные партии и задорный бит (под который так и хочется пуститься в ресторанный танец Леонида Куравлева из «Афони»), и колдующую промзону и даже волосатого Христа, которого в провинции приняли бы за панка. Ричард стремится поделиться даже своими физическими ощущениями: «моё детство пахнет лесом, что рос вокруг». Он приглашает слушателя пробежаться по юношеским воспоминаниям, словно по площадке для игры в «клёк» или по уровням из «суперконтры» для приставки дэнди. С первых же аккордов мы срываемся с места: первая отметка — родной дом, родители, далее улицы — «паутина» поколения пепси, в которой все пропадали как в мировой сети, затем секция кикбоксинга, первые опыты в граффити, проблемы с участковым, беготня по гаражам, дворовый футбол, а вот и пацаны с завернутыми в газеты арматурами, — юные казаки — разбойники. В какой-то момент начинаешь ощущать, что, словно в «Бойцовском клубе», тот парень, о котором идет речь в песне, это на самом деле ты сам. Различия только в именах и месте действия, всё остальное было прожито точно также посреди той же самой черноземной провинции.

«Моё детство — тот короткий путь до дома, худший день — когда велосипед был сломан», резюмирует Рич, подводя итог тому сладкому времени, когда нас — детей для кого-то лихих девяностых больше всего на свете волновали велосипеды, призы из под крышек кока-колы и недостающие наклейки к альбому об очередном чемпионате мира по футболу.

Есть среди этих «снимков» и воспоминаний, которыми делиться Ричард одна весьма печальная история под названием «кинозал». Странным образом она появляется в середине альбома, выбиваясь из его отрадной атмосферы и, как снег на голову, падая на слушателя своим мрачным тоном. Это «фотография» друга Рича — Тёмы, покончившего жизнь самоубийством. В полотно песни вплетены фрагменты из блестящего фильма Александра Велединского — «Живой», который также посвящен этим «фантомным болям» о погибших друзьях. Бывает же так, что даже посреди веселой вечеринки происходит нечто такое, что вновь включает лампу над папкой фотографий ушедшего друга и вот ты, беззаботно веселившийся мгновение назад, услышав, например, название его любимого фильма перебираешь перед глазами эти «кадры», может быть, теперь уже то единственное, что от него осталось, кроме фото.

Пронзительная, минорная музыка из «кинозала» способна выступить подходящим саундтреком к этим думам, хотя, порою, от них становится также нехорошо, как и лирическому герою песни от водки с пивом на голодный желудок и дряни, что показывали в кинотеатре куда он забрел, чтобы хотя бы на время сеанса сбежать от себя.

Но, всё-таки радужных воспоминаний на альбоме Рича куда больше, особенно в лирическом треке «Чудесное рядом», ещё одной композиции, где звучит тема обращения к юности, проведенной в квартире, окна которой выходили на граффити с цитатой Цоя, обыгранной в припеве этой песни. Нельзя не отметить и действительно чудесный, мелодичный минус от QT. Вообще, биты на этой записи получились шикарными в каждом треке.

Альбом не лишен и некоторых мелких шероховатостей: где-то присутствуют не совсем удачные рифмы и панчи (например, про детские анализы в банке или про просьбу отпроситься в уборную у преподавателя в «чудесное рядом» или про таджиков и вертушку с президентом в «кинозале»), где-то хотелось бы более мощных гитар, возможно, не каждому понравится спокойная, местами даже медлительная манера читки Рича (но чего не отнять так это её самобытности), а композиция альбома несколько страдает от столь мрачного трека как «кинозал» посередине между всеми прочими куда более жизнерадостными песнями.

Но, всё это мелочи по сравнению с достоинствами «У дома», который хоть и не снискал лавров на модных хип-хоп ресурсах, не звучит как модные новинки западных исполнителей, но в номинации «самый душевный рэп альбом года» его определенно можно поставить на одно из первых мест (если не на первое). «Чудесное рядом» —  можно уверенно сказать и об этом мини-альбоме и о тех светлых воспоминаниях,  которые он пробудил, в гости к которым, словно к задушевному разговору на кухне (под фондю, конечно же) приглашает Рич.

P.S. А в послесловии хотелось бы вспомнить стихотворение Варлама Шаламова, которое, пожалуй, хорошо бы подошло в качестве эпиграфа к альбому Ричарда:

Я забыл погоду детства,
Теплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детство нет.

И осталось так немного
В бедной памяти моей –
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,

Запах ягоды-кислицы,
Можжевеловых кустов
И душистых, как больница,
Подсыхающих цветов.

Это все ношу с собою
И в любой люблю стране.
Этим сердце успокою,
Если горько будет мне.


Автор: Алексей Плахов.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.