Один из СТАИ. Yopt. «Вспышка»

 

Русский философ Николай Александрович Бердяев так начинает свою книгу «Новое Средневековье»:   «Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную». Ежели мы внимательно посмотрим вокруг, то у нас непременно возникнет чувство, что эта самая мировая ночь, про которую пишет философ, уже наступила, что все старые понятия и критерии оценки перестали работать, и теперь нам приходится заново понимать и оценивать окружающую действительность.

Русский рэп в этом смысле действительно представляет интересный феномен нашей современной культуры. Во-первых, потому что при попытке охарактеризовать его мы сталкиваемся как раз с тем, что мы не можем применить все старые музыкальные критерии и оценки (русский рэп не поэзия, не музыка, не простая декларация, а нечто иное). А во-вторых, потому что русский рэп по мироощущению оказывается феноменом Нового Средневековья, и он пытается  понять, в каком пространстве мы теперь находимся и при помощи каких идей мы можем оценить это новое пространство (ночное пространство, по Бердяеву).

В этом контексте здесь есть смысл сказать про недавно вышедший альбом участника воронежской рэп-команды С.Т.А.Я. под названием «Вспышка».  —

Вспышка? Вспышка чего? Автор альбома Виктор Гуров, он же Yopt, пишет в конце своей аннотации к альбому: «Ночь пройдет! Всем Рассвет! Всем Вспышка!». По этим словам нетрудно догадаться, что процитированные выше слова Бердяева про мировую ночь и Новое средневековье оказываются очень кстати, ведь только вспышками можно жить в эпоху мировой ночи, только через вспышку можно понять что-то про мир, потому что любая вспышка света предвещает окончательный Рассвет (см. обложку альбома: солнце, озаряющее планету своим светом). Думаю, что это скорее совпадение неких творческих интуиций, нежели задуманное продолжение бердяевской мысли. В любом случае, совпадение это знаковое, раскрывающее религиозно-философский потенциал русского рэпа, который, как мы давно уже знаем, затрагивает не только остросоциальные темы, но и серьезные метафизические вопросы (через призму которых порой рассматриваются темы социальные).

Альбом выглядит весьма бодрым и боевым с музыкальной стороны (над сведением материала трудился Витя CLassic (ВУТОНН), биты от Noname МС). С точки зрения  собственно поэтической альбом также довольно силен. Есть много весьма интересных поэтических образов и сюжетов: «Это та невеста, что ходила музой в мое логово / Без прецедентов и без ведома невропатолога», или: «остынут сновидения последними углями костра» и многие другие, но их слушатель сам найдет в альбоме при прослушивании. Меня заинтересовал один образ, который сегодня актуален и для русского рэпа, и для нашей русской действительности в целом, вот он:  «Ты веруешь в Сварога, держишь веру в Иисуса».  В русском рэпе, мы знаем, столкнулись различные идеи и направления, в частности в русском рэпе вновь столкнулись язычество/родноверие и христианство. Не место здесь разбирать собственно теоретическую сторону этого столкновения, тем более что она еще не вполне сформировалась, точно так же как не вполне сформировалось нынче само родноверие, точно так же как не сформировалось и в христианстве серьезное отношение к этому феномену. Говорю «серьезное», потому как огульное отрицание язычества ничего не дает для настоящего продуктивного спора, в котором возможна подлинная Победа (которая, к слову, никогда не является победой только одной из сторон, но всегда есть в некотором роде синтез). В рэпе же произошло не просто столкновение двух этих направлений, но происходит диалог. Не тот диалог отвлеченных богословских аргументов, который порой заходит в такие дебри, что становится непонятным даже для самих спорящих. Нет, в рэпе как раз происходит теперь настоящий, живой диалог. «Воскресают боги и Бог, опять вселенские темы вступают в свои вечные права, делаются самыми важными. И мы живем не только в эпоху упадка и измельчания культуры, в безбожную эпоху малых дел на равнине, но и в захватывающую по своему всемирному значению и интересу эпоху зачинающегося религиозного возрождения, загорающегося нового религиозного сознания» — это писал всё тот же Н.А.Бердяев по поводу другого русского философа – Д.С.Мережковского, который нам также интересен в связи с этой темой столкновения языческого и христианского начал. Дело в том, что Мережковский как раз пытался дать некий синтез этих двух начал, и поиск этого синтеза он называл новым религиозным сознанием. Здесь уместно вернуться к заинтересовавшей нас строчке из альбома: «Ты веруешь в Сварога, держишь веру в Иисуса». Сам автор разъяснил мне эти строки так, что перед лицом общей опасности необходимо сосредоточение общих сил. Конечно, это не то чтобы разработанная мысль, но во всяком случае это уже план, программа, которую в дальнейшем можно углублять и развивать во всех направлениях. В конце концов, очень ограничено и глупо стоять на своей правде и абсолютно при этом отрицать правду чужую, не признавая в ней ничего положительного. Такой позицией скорее отрицается и своя собственная правота. Сам автор, кстати, в одной из песен альбома говорит: «пронесу свой крест до талова», или вот еще: «Кельями старцев пропитана мудрость Руси / ты разжигай, но только помни, что огонь тот не гасим». Такое сочетание образов христианских с родноверческими заставляет предположить о неком религиозно-философском искании в авторе.  И многие, конечно же, обвинят его в этом, но на мой скромный взгляд такое искание намного продуктивнее, нежели бесконечные войны с воображаемым врагом. (По этому поводу можно вспомнить пацанов из группы ГРОТ, которые также ушли в свободные религиозно-философские искания, и пусть они свершили не одну ошибку на пути, тем не менее признание ими этих ошибок будет в сто раз важнее, чем если бы они вовсе не тронулись в путь, ибо признание прошлой ошибки есть залог дальнейшего движения вперед).

Читатель может мне сказать сейчас, что мы отвлеклись от самого альбома, и это будет правдой, но только если считать, что рассматриваемый альбом замыкается в самом себе и не выходит к реальности. На самом же деле альбом, как мы видим, затрагивает темы насущные, самые главные на сегодняшний день темы и вопросы, которые, быть может, в своем дальнейшем раскрытии могут увести от рэпа совсем далеко, но которые в итоге снова возвращают нас к рэпу как языку, на котором эти темы и вопросы выговариваются и становятся актуальными для нас всех. Это вопрос о мире («Мир вокруг пытается понять, постигнуть нашу суть»), о человеке и его самосознании («Познай себя ментально посреди говна со стразами» — говорит автор в песне, и последнее словосочетание сразу заставляет нас вспомнить строчку Дмитрия 55-го: «Ведь нужно быть лишенным всякого разума, / Чтобы не замечать дерьма со стразами»), это вопрос о Боге («ты позабыл лицо своего Отца» — говорит автор в песне «В предверии конца», строчка эта почти буквальная цитата из песни группы 25/17 «Индиго»), это, в конце концов, вопрос о Пути:

«Я рад, что не повержен коллективному сознанию,

Идем с моими братьями осознанно к познанию

Того, что происходит в темноте, взрывая пустоту,

Той вспышки света, что возносит нас на высоту».

Я думаю, что все искания, запечатленные в данном альбоме, дают нам очень ценное указание на то, что всё вокруг в действительности не настолько понятно и рационально, как предлагают некоторые идеологические системы, и такое указание  очень востребовано сейчас, ибо очень многие слишком зазнались в своем знании, за которое они ничем не заплатили…

 

 

Автор текста: А. Коробов-Латынцев

Текст впервые опубликован в газете «Завтра»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.