«Выше ноги от земли»

«Выше ноги от земли»


«Возносите сердца ваши, братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше — стойте на голове!» — Так говорил Заратустра


A2biCgP0KlI


 

«Выше ноги от земли» — это цитата из песни Янки Дягилевой, удачно вставленная в трек «Солнцу навстречу» из нового альбома 25/17 и гр. ГРОТ.  Не смог удержаться и не процитировать Ницше, который, быть может, и не будет таким удачным контекстом для нового альбома 25/17, как Янка, но который все же чем-то близок по настроению.  По какому-такому настроению? – спросит меня проницательный читатель (мол, Ницше антихрист, а 25/17 христиане и т.д. и т.п.), а я отвечу, что это настроение касается своего рода мизантропии. Но этот термин здесь нуждается в разъяснении. Стефан Цвейг в своей книге о Ницше пишет (здесь опять будет большая цитата, ничего не поделать):

«Ницше  сам нашел  удачный образ для  выражения  этого опасного и в то же время неприступного  состояния:  он сравнивал  свои  страдания  со  «стрельбой  из  орудий  мелкого калибра».  И действительно, ни  разу  в  этой  войне  дело не  доходит  до  вторжения  за внутренний  вал его  крепости:  он живет как Гулливер  — в постоянной  осаде среди  пигмеев. Его нервы неустанно бьют  набат  на дозорной башне внимания, всегда он  в  состоянии изнурительной, мучительной самозащиты».

Видимо, так и 25/17 чувствуют себя сидящими в осажденной крепости, по которой из мелких орудий стреляют пигмеи (журналисты, интерпретаторы, критики всех сортов). И хочется, конечно, уже выбраться из этой осажденной крепости, но — не сбежав из неё (ведь это же своя крепость, в конце концов), а покончив с осадой. А для этого приходится разбираться со своими же контекстами.

И вот контекст, касающийся отношений с гр. ГРОТ, с которой 25/17 какое-то время были, что называется, в одной лодке (так называется и последняя песня альбома – «В одной лодке»). (О ретроспективе этих взаимоотношений подробно читайте в ЖЖ Бледного: http://blednyi-2517.livejournal.com/279160.html). Как 25/17 разобрались с этим контекстом, не мне судить, но следует сказать, что альбом «Солнцу навстречу» —  это альбом больше 25/17, а не 25/17 и гр.ГРОТ.

Неслучайно заглавную песню альбома – «Солнцу навстречу» — 25/17 записали в трех вариантах, но в первом, заглавном, гр. ГРОТ нет. (Кстати, как остроумно было замечено в комментариях в социальной сети, «сразу три версии «Солнцу навстречу» – это для того чтобы у Минюста был выбор, какую из них внести в ФСЭМ» (напомню, что несколько песен 25/17 уже внесены в этот список).

Я не буду оригинальным, если скажу, что альбом (или мини-альбом, как вам будет угодно) получился несколько эклектичным по смыслу. Есть, конечно, объединяющий концепт – «Солнце», который просвечивает почти во всех песнях, и все же в целом альбом не смотрится таким монолитным и целостным, как предыдущие.

Ключевой песней альбома (после заглавной песни, т.е. самой первой) является песня «Ранен».  Ант здесь в который раз демонстрирует крутейшую рэп-считку и в куплете, и в припеве (переслушайте песню «Девятибально» из альбома «Русский подорожник», и всё поймете), а Бледный вновь дает ход своей мизантропии; как сам же он читает в куплете: «тут мало набрать высоту – потом её надо не потерять»,  — и вот в куплете он то набирает высоту, то стремительно пикирует к земле как камикадзе, и персонаж его сперва смотрит в иллюминатор на свою возлюбленную, а затем сбрасывает бомбы на её крышу и попутно на все прочие  подвернувшиеся крыши Хиросимы, Дрездена, Минска и далее по списку…  Собственно, здесь повторяется старый лейтмотив (свойственный, конечно, не одному Бледному, и не им впервые прописанный), который был прекрасно выписан еще в песне «Огонь»: «Здесь не исправишь уже ничего, Господь, жги!».

Этот лейтмотив снимается (в гегелевском смысле) отчасти строками припева песни:

Слышишь сердца крик —  это я ранен

Расскажи, старик, как дойти до рая

Столько было книг, но там все врали

Можно напрямик – но только по краю

Собственно, Бледный говорит, что ежели оставаться здесь, то выход один —  жечь, жать на гашетку и сбрасывать все бомбы разом на ваши крыши. Но суть в том, что так ранишь и себя самого. Но еще дальше пролегает та суть, что ты ранен и так, ранен заранее, ранен самим Бытием. А идти по краю означает идти с пальцем на гашетке и не знать, нажимать на неё или нет?, сбрасывать ли бомбы или развернуть самолет и унестись высоко-высоко, навстречу солнцу? Только ведь самолет начинен смертоносными ракетами – и куда ты ни лети, с собой ты тащишь свой смертоносный груз.


PS: Следует сказать еще о смысле Солнца как символа. Как и очень многие символы, он внедряется в философию и в культуру Платоном. Хотим мы того или нет, но все мы так или иначе платоники, и не надо читать Платона, чтобы оперировать его смыслами и его образами (ежели хотите, я вам и у Вити АК найду платоновские сюжеты). У Платона Солнце – символ Высшего Блага, или Идеи идей. В платоновском мифе о пещере путник выходит из тьмы на свет в поисках солнечной записи, идет навстречу Солнцу как высшему Благу. Именно в свете Солнца (Идеи идей) мы видим подлинный мир, способны ориентироваться в нем и совершенствовать себя. И смысл заглавной песни альбома вполне вписывается в этот платоновский сюжет:

«Нас хоронили и забыть хотели имена

Но они не знали что мы семена

Мама-зима благословила нас

Мы прорастаем сквозь асфальт –

Солнцу навстречу! Мы все

Расправим плечи»

Кстати, в мифе Платон описывает пещеру именно как гробницу (ср. со строками «нас хоронили и забыть хотели имена»). Это связано с тем, что для Платона этот мир (символом которого и является пещера) есть гробница для души. Потому Платон и призывает выходить из пещеры и отправляться навстречу Солнцу, т.е. в мир идей. То есть – да, философ зовет нас прочь из этого неподлинного мира, недаром же ему принадлежат слова, что «философия – это искусство умирать». Но в этом своем посыле Платон отнюдь не пессимистичен, потому что человек из этого мира отправляет в свою Вечную Родину.

Ты спросишь меня, проницательный читатель, зачем я тут так распространяюсь о Платоне, будто лекцию своим студентам читаю? А ты вспомни строчки из заглавной песни альбома: «И в своих песнях про смерть я жизнеутверждающ / пойми, мой друг, ведь я не доктор вам, я тоже болен / но можешь записаться на прием вместе со мною». Тут, конечно же, мне сразу же возразят, что здесь больше отсылка к христианскому восприятию смерти, нежели к платоническому, но поймите,  друзья, что где есть отсылка к христианству, там и отсылка к платонизму. Вот ведь как.


АКЛ

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.